Одежда славян и их предков



Publ ID: 1247245380-54

ОДЕЖДА СЛАВЯН И ИХ ПРЕДКОВ

© Ю. А. Коловрат

Часть 1. Медно-бронзовый и ранний железный век.

На протяжении многих тысяч лет территорию Украины населяли многочисленные племена, каждое из которых имело свои обычаи, традиции, стиль в одежде и украшениях. В данной статье мы, пользуясь работой костюмера и этнографа Зинаиды Васиной [7], попытаемся проиллюстрировать изменения в одежде, происходившие на территории Украины. Даты, приведённые здесь, применительны к территории Змиевского края и Слобожанщины, в целом. Несмотря на определённую критику в отношении научности труда З.Васиной [19], работы подобного рода несомненно необходимы, хотя бы в качестве рабочей гипотезы по реконструкции одежды древности и средневековья.

В 2000–1250 гг. до н.э. в Украине и Нижнем Поволжье была распространена катакомбная археологическая культура, выделена в нач. XX в. В.А.Городцовым. Носителями катакомбной культуры была группа родственных племен, генетически связанных с жившими в 3000–2000 гг. до н.э. на этой же территории племенами ямной культуры. Племена катакомбной культуры занимались скотоводством и земледелием, знали металлургию меди и бронзы, вели обмен с соседними племенами, особенно с племенами Кавказа, а через них были связаны с Передней Азией, Ираном, Египтом. У племен катакомбной культуры был отцовский род, возникли предпосылки для имущественной дифференциации (погребение вождей и родових старейшин отличаются более богатым инвентарем). К кон. 3-й четверти 2-го тыс. до н.э. племена катакомбной культуры были вытеснены со Середней Волги племенами, которые пришли из района срубной культуры [13].

 Катакомбная культура

Рис. 1. Катакомбная культура (киммерийцы?)

(Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.)

Переходной период истории между медно-бронзовым и ранним железным веком соотносят, обычно, с киммерийцами. Впеврвые данный народ упоминается в Библии [Бытие: Х, 2], Илиаде [XIII, 1-6] и Одиссее [XI, 14-16]. Древности IX – сер. VII вв. до н.э. получили название киммерийской археологической культуры. Данная культура отражает финальную стадию развития киммерийского союза племён, представленного на ранних этапах срубной археологической культурой [15; 16]. Атрибуция предметов этого времени представляет определённую трудность, т.к. в украинских степях данного времени киммерийцы не были единственными насельниками.

 Одежда киммерийцев

Рис. 2. Одежда киммерийцев

(Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.)

Население Змиевщины сер. VII–III вв. до н.э. историческая наука именует скифским, т. к. практически всю территорию современной Украины древние греки называли Скифией, а её население скифами. Однако по этническому составу население Скифии не было однородным [17, с. 6-7]. По данным археологии на обширной территории лесостепной Скифии, простиравшейся от бассейна среднего и верхнего Днестра на западе до среднего Дона на востоке, жили в сер. VII–III вв. до н.э. племена осёдлых земледельцев. Культура данных племён по своему происхождению, по особенностям быта, религиозных верований существенно отличалась от синхронной культуры степных кочевников скифов [23, с. 24]. Своеобразные черты племён лесостепной историко-этнографической области складывались постепенно и в основном на местной основе, уходящей своими корнями в доскифское время, в эпоху бронзы. Б.А.Шрамко считает, что на Змиевских землях местную основу составило население позднесрубной и бондарихинской культур, в которое влились на рубеже VIII–VII вв. до н.э. переселенцы из днепровского Правобережья, являвшиеся носителями культуры жаботинского типа [22]. П.Д.Либеров, изучая северскодонецкую лепную керамику, пришёл к выводу, что аналогичные типы керамики изготовляли местные племена эпохи бронзы (катакомбная, срубная, бондарихинская археологическая культура) [18, с. 71].

 Одежда скифов-кочевников

Рис. 3. Одежда скифов-кочевников

(Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.)

В IV–II вв. до н.э. в Южном Приуралье сформировалась раннесарматская археологическая культура. Оттуда сарматские племена продвинулись в Поволжье и в низовья Дона. Начиная со ІІ в. до н.э. племена скифов постепенно вытесняются родственными им сарматами с территории Украины. Господство сарматов в украинских степях относят ко II в. до н.э. – IV в. н.э.; в III в. н.э. оно было подорвано приходом в Северное Причерноморье готов, а в IV в. н.э. завершилось с нашествием гуннов. Этническая принадлежность сарматов определена на сегодняшний день с достаточной степенью надёжности. Повествуя о сарматах, Геродот сообщает (История: IV, 117) [2, с. 216], что говорят они на скифском языке, только очень плохо. Скифов же, как было показано выше, мы можем с полной уверенностью отнести к группе иранских народов. Да и сам процесс плавной ассимиляции скифов сарматами может быть объяснён только родственностью данных этносов. В пользу принадлежности сарматов и скифов к северной отрасли иранских народов говорит также общность их обычаев, верований, особенности ведения хозяйства и т. п. факты.

Сарматские племена составляли значительную часть тогдашнего населения Украины, занимая Степь и Лесостепь. Сначала скифы сдерживали сарматский натиск. Но после поражения и гибели скифского царя Атея в ?>339 г. до н.э. в битве с войсками Филиппа Македонского ситуация изменилась. Скифское царство слабеет, а сарматы с III в. до н.э. усиливают свой натиск, достигая отдельными отрядами берегов Днепра. Часть скифов была уничтожена, часть асимилированна сарматами, а часть – оттеснена в Крым, где в III в. до н.э. – III в. н.э. существовало позднескифское царство.

 Одежда сарматов

Рис. 4. Одежда сарматов

(Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.)

В III в. до н.э. –, открытая в культура археологическая зарубинецкая III век н.э.), на территории западной и центральной Украины и южной Белоруссии распространяется 1899 г. археологом В.В.Хвойко и названа в честь с. Зарубинцы в Киевской области. На формирование зарубинецкой культуры сильное влияние оказали кельты латенской культуры. Сменяется черняховской культурой.

Тем не менее сохраняется локальный вариант на северо-востоке ареала в лице колочинской культуры. Некоторые исследователи (В.В.Хвойко, Б.А.Рыбаков). считают эту культуру раннеславянской. Другие (В.В.Седов) – считают племена зарубинецкой культуры (особенно на востоке и на поздних этапах) балтами. Часть исследователей (П.Рейнеке, К.Такенберг, М.Бабеш) связывает происхождение культуры с миграцией на восток германских племен скиров, бастарнов. Ю.В.Кухаренко также отмечает пришлый, не связанный с местными балто-скифскими культурами, её характер [10].

 Зарубинецкая археологическая культура

Рис. 5. Зарубинецкая археологическая культура:
повседневная одежда - слева, праздничная одежда - справа

(Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.)

В позднеримское и гуннское время территорию Змиевщины населяли славянские племена киевской археологической культуры. Позже, на основе киевских древностей в условиях распада Готского королевства, формируется пеньковская археологическая культура. Считаем обе эти культуры отражением развития одного этноса – антов. Реконструкции З.Васиной подтверждают наше мнение.

 Одежда антов

Рис. 6. Одежда антов. Киевская и пеньковская археологические культуры.
1 - реконструкция по материалам Мартыновского клада; 2 - одежда княжеской семьи; 3 - одежда простых общинников.

(Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.)

IV–V вв. н.э. в истории Змиевского края связаны с че́рняховской археологической культурой, открытой впервые  Викентием Хвойкой в 1899 г. Впервые древности данной культуры были выявлены в сёлах Ромашки и Че́рняхов, Киевской области Украины – здесь находились селище и могильник. В Поднестровье аналогичные открытия были сделаны Карелом Гадачеком (поселения в Неслухове и др.). Позже, памятники данной культуры были обнаружены и на территории Змиевщины. Черняховская культура – одно из наиболее ярких историко-культурных явлений в археологии Украины и всей Юго-Восточной Европы. Распространение её на огромных просторах Лесостепной и Причерноморской зон однородной культуры, близкой к культуре римских провинций, взлёт во всех сферах производства, распространение передовых методов ведения сельского хозяйства, новая идеология и верования – всё это выделяет её из ряда традиционных восточноевропейских культур и привлекает особое внимание исследователей. Непосредственной причиной кризиса и распада черняховской культуры явились события 70-х гг. IV в. В 375 г. гунны наносят поражение королевству Германариха. Осколки Гетики возглавили Витимир, Винитарий и Гезимунд. Группа готов, возглавляемая Витимиром, по-видимому, ещё оставалась на Змиевских землях. Об этом свидетельствует тот факт, что некоторые могильники на Харьковщине (у с. Соколово, например) функционировали до кон. IV[14].черняховская культура была отражением материальной культуры населения Готского королевства. С падением Гетики распалась и культура археологическая Черняховская в.

 Одежда черняховской археологической культуры

Рис. 7. Одежда черняховской археологической культуры:
1 - земледелец и воин; 2 - женская одежда.

Времена Готского королевства (IV в. н.э.).

(Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.)

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1993.
  2. Геродот. История: В 9 книгах. / Под общ. ред. С. Л. Утченко – Л.: Наука, 1972.
  3. Гомер. Илиада: Пер. с др.-греч. Н. Гнедича. – М.: Дюна, 1993.
  4. Гомер. Одиссея: Пер. с др.-греч. В. Жуковського. – М.: Дюна, 1993.
  5. Археология Украинской ССР: В 3 т. – К.: Наукова думка, 1985. – Т.1.
  6. Березанская С. С., Отрощенко В. В., Чередниченко Н. Н., Шарафутдинова И. Н. Культуры эпохи бронзы на территории Украины. – К.: Наукова думка, 1986.
  7. Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.
  8. Гісем О. В., Мартинюк О. О., Трухан О. Ф. Історія України в таблицях. – Х.: Книжковий Клуб, 2006.
  9. Дюмезиль Жорж. Верховные Боги индоевропейцев. – М., 1986.
  10. Зарубинецкая культура // Википедия. – URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Зарубинецкая_культура.  – 2009. – 10 июля.
  11. История Европы: В 8 т. – М.: Наука, 1988. – Т. 1.
  12. Історія міста Харкова: Навчальний посібник для середніх загальноосвітніх навчальних закладів / Упор. О. Є. Кононенко. – Х.: Торнадо, 2001. – 128 с.
  13. Катакомбная культура // Википедия. – URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Катакомбная_культура . – 2009. – 10 июля.
  14. Коловрат Ю. А. Змиевщина в составе Готского королевства (320 – 420 гг. н.э.) // Вісті Зміївщини. – 2009. – 7 липня.
  15. Коловрат Ю. А. Киммерийский союз племён срубной археологической культуры (часть 1) // История Змиевского края. – Змиев. – 14.10.2008. –  http://colovrat.at.ua/publ/1-1-0-16
  16. Коловрат Ю. А. Киммерийский союз племён срубной археологической культуры (часть 2) // История Змиевского края. – Змиев. – 14.10.2008. –  http://colovrat.at.ua/publ/1-1-0-17 
  17. Коловрат Ю. А. Скифская Змиевщина. Лесостепная археологическая культура (сер. VII–III вв. до н.э.). – Змиев: Компьютерный центр лицея №1 г.Змиева, 2009. – 84 с.: ил., карт. +1 цв. вкл.
  18. Либеров П. Д. Памятники скифского времени в бассейне Северского Донца // Материалы и исследования по археологии СССР. – 1962. – № 113.
  19. Реутов А., Вортман Д. Як нам одягати прадавніх українців? // Интернет: http://gioconda.livejournal.com/358624.html. – 2009. – 10 июля.
  20. Зміївщина: ера використання бронзи // Зміївський кур'єр. – 1995. – Січень, № 2 (40).
  21. Чмихов М. О., Кравченко Н. М., Черняков І. Т. Археологія та стародавня історія України: Курс лекцій. – К.: Либідь, 1992.
  22. Шрамко Б А. Походження племен раннього залізного віку на території лісостепового лівобережжя України // Питання історії народів СРСР. – 1972. – Вип.14. – С. 153 – 162.
  23. Шрамко Б. А. Археология раннего железного века Восточной Европы. – Х.: ХГУ им. А. М. Горького, 1983.
  24. Шрамко Б. А. Древности Северского Донца. – Х.: ХГУ им. А. М. Горького, 1962.
  25. Шрамко Б. А., Михеев В. К., Грубник-Буйнова Л. П. Справочник по археологии Украины: Харьковская область. – К.: Наукова думка, 1977. – 155 с.: ил.

Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):

Одежда славян и их предков // История Змиевского края. 10.07.2009. URL: https://colovrat.org/publ/2-1-0-54 (дата обращения: 21.11.2024).

Похожие статьи:





День в истории