ВЕРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЗМИЕВЩИНЫ ВО ВРЕМЕНА ЧЕРНЯХОВСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (II – пер. пол. V вв. н.э.)
© Ю. А. Коловрат
Лицей № 1 г. Змиева им. дважды Героя СССР З. К. Слюсаренко
(методическая кафедра учителей истории и географии)
Историко-краеведческий музей лицея № 1 г. Змиева им. дважды Героя СССР З. К. Слюсаренко
Ко II – пер. пол. V вв. н. э. относится завершающий этап древней истории Змиевщины. Данный период теснейшим образом связан с историей варварского королевства готов – Гетики. Ценные известия об этом времени нам оставил готский историк Иорда́н (лат. Jordannis), написавший своё знаменитое произведение «О происхождении и деяниях гетов» [1].
В начале нашей эры произошло изменение климата. На севере Западной Европы зимы стали более морозными, а лето засушливее. Это послужило непосредственной причиной вынужденного переселения нордических народов на более южные земли. Наиболее могущественными среди переселяющихся народов были племена готов [11; 12]. С появлением здесь готов связано возникновение древностей, получивших название черняховская археологическая культура. Открыты древности такого типа были в 1893 г., когда выходец из Чехии В. В. Хвойка произвёл раскопки могильников у сёл Ромашки и Че́рняхов, Киевской области Украины. Проживали в это время на Змиевщине и другие восточногерманские племена. Так на территории нашего края прослежены отдельные элементы вельбарско-пшеворской культуры. Основным (но не единственным) этническим элементом пшеворской культуры считаются вандалы, с которой связывают кремации с оружием, известные на восьми черняховских могильниках, а также распространение трёхручных ваз [11; 12]. В германской среде черняховского населения Змиевщины были, по-видимому, также представители племени герулов [7; 11; 12].
Памятники черняховской культуры во множестве обнаружены на территории Змиевщины. Известны такие селища черняховцев, как Джгун, Западенька, Пролетарское, Колесники, Тимченки, Борки, Кравцово, Луговое, Островерховка, Тарановка, Лиман, Довгали, Соколово, Нижний Бишкин, Сухая Гомольша, Черкасский Бишкин [10, с. 4, 213-214; 13, с. 49-51; 15, с. 74-75, 77-79].
Одним из вопросов современного исторического краеведения является реконструкция жизни и быта населения Змиевщины в позднеримское и гуннское время. В частности, каковы были верования местного населения черняховской культуры? На сегодняшний день письменные и вещественные источники позволяют сделать несколько предварительных выводов.
Первоначально готы, как и другие германские племена, были язычниками. Около 341 г. вождь вестготов Фритигерн обратился к императору Валенту и константинопольскому патриарху Евсевию Никомедийскому с просьбой прислать в его земли христианского епископа. Евсевий направил к вестготам их соплеменника – священника Вульфилу (Ульфилу), который в 332 г. принял в Константинополе христианство, а точнее стал приверженцем арианского течения христианской религии. Вульфила обратил часть вестготов в арианство, кроме того, он известен тем, что составил готский алфавит и перевёл на готский язык Библию. Священное писание в переводе Вульфилы, т. н. «Серебряный Кодекс» Вульфилы – основное, дошедшее до наших дней письменное свидетельство языка готов [5].
Вестготы оставались арианами вплоть до 589 г. – как пишет Исидор Севильский, «они установили это злобное богохульство на долгие времена и придерживались его на протяжении правления королей в течение 213 лет» [Исидор Севильский. История готов, VIII], – а после король Реккаред I ввёл в качестве основной религии католицизм. На закате истории вестготов духовенство в государстве обладало большими правами и привилегиями [5].
У нас нет достоверных сведений о крещении черняховского (остготского) населения Украины, однако подобное можно предполагать. В Ипатьевском списке «Повести временны́х лет», в том отрывке, где говорится о знакомстве князя Владимира с христианским символом веры, речь идёт о подобосущии Христа Богу-Отцу, а не о единосущии: Сынъ подобосущенъ и безначаленъ Отцю… …[4, с. 176/177]…. Т. е. перед нами арианский символ веры. Навряд ли он удержался бы в Поднепровье, не имея давней традиции.
Тем не менее, данные археологии позволяют довольно уверенно предполагать, что черняховское население Змиевщины придерживалось языческих верований. На территории Харьковщины известны многочисленные находки посуды, пряслиц и других предметов с солярными символами: крестами, свастиками, точечными вдавлениями (рис. 1).
Рис. 1. Предметы черняховской культуры с солярными и свастическими символами [6, с. 152]
В 1998 г. Отрядом Германо-славянской экспедиции проводилась разведка со сбором подъёмного материала на черняховском поселении Борки юго-восточнее одноимённой станции. Наряду с гончарной черняховской керамикой, здесь было найдено сероглинянное конусовидное пряслице композициями из точек и линий на основании [3, с. 6].
Рис. 2. Конусовидное пряслице с загадочными композициями из точек и линий (Борки):
1 – общий вид пряслица (чертёж); 2 – фото пряслица; 3 – графическая прорисовка [3, с. 61]
Одним из свидетельств в рассмотрении вопроса о вероисповедании черняховского населения края может служить типология письменности. Христиане арианского толка пользовались алфавитом Вульфилы (рис. 3), который был специально создан последним для своих соплеменников-готов на основе древнегреческого минускульного письма [14, с. 43-46.]. Те же германцы, что не приняли новой веры, пользовались рунами (рис. 4).
Рис. 3. Епископ Вульфила в окружении букв, изобретённого им алфавита
На Змиевщине не известно ни одной находки с вульфильскими письменами. Однако имеются вещи с надписями, выполненными старшими рунами. Так, на поселении Тимченки-2 весной 1996 г. В. В. Дидыком был найден фрагмент венца гончарной вазы. Характер орнамента – рельефные овалы, «плетёнка» и форма посудины позволяют датировать вазу в рамках втор. четв. – кон. IV в. н. э. На оборотной стороне обломка, под венчиком, на мокрую ещё глину гончар нанёс надпись, небрежно сделанную каким-то длинным гладким предметом. Надпись, состоящая из четырёх рун, была расположена на внутренней (потаённой) стороне вазы, что позволяет допустить её магический характер. Левая часть надписи, по мнению автора находки, утрачена, один из знаков может читаться как руна Sowulo [s] или Kenaz [k]. Второй знак представляет собой вязаную руну, т. е. сочетающую в одной графеме несколько знаков. В данном случае это руны Ansuz [a] и Laguz [l]. Следующий знак, по мнению В. В. Дидыка, может быть знаком сокращения. И, наконец, последний знак напоминает руну Isa [i]. Надпись читается слева направо. Гипотетически фрагмент текста на тимченковском обломке читается как kal.i либо sol.I [8, с. 165]. В последнем случае было бы возможно интерпретировать надпись как северогерманскую лексему sol «солнце» и увязать её с Богиней солнца, которая в древненорвежском языке имеет теоним Соль [14, с. 150].
Рис.4. Древнегерманский алфавит, т. н. Старший Футарк
Вязаная руна AL имеет скандинавские параллели и, по мнению В. В. Дидыка позволяет предположить, что тимченковская ваза служила в качестве кремационной руны, а надпись выполняла роль оберега могилы, т. к. самым распространённым магическим заклятием в Скандинавии было alu-al [8, с. 166].
Таким образом, данные, которыми обладает на сегодняшний день наука, позволяют говорить о том, что население черняховской культуры, проживавшее на Змиевщине, сохраняло те же языческие верования, что и на своей исторической родине.
- Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Иордан; пер. с лат. Е. Ч. Скржинской. – М., 1960.
- Исидор Севильский. История готов, вандалов и свевов // Памятники средневековой латинской литературы IV – IX веков. – М., 1970. – С. 4 – 57.
- Любичев М. В. Отчёт об археологических исследованиях на территории Харьковской и Полтавской областей в 1998 г. / М. В. Любичев. – Х., 1999 // Архив ГСАЭ ХНУ им. В. Н. Каразина.
- Повість врем’яних літ: Літопис (За Іпатським списком) / Пер. з давньорусської, післяслово, коментар В. В. Яременка. – К., 1990.
- Вестготы // Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный документ. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Вестготы]. Доступ – 18.09.2009 г.
- Гордиенко-Митрофанова И. В. Язычество восточных славян (VIII – X вв. н. э.) / И. В. Гордиенко-Митрофанова, В. С. Аксёнов. – К., 2003.
- Дидык В. В. Лепная керамика вельбарско-пшеворского типа в черняховских древностях Днепро-Донецкой лесостепи / В. В. Дидык // Древности 2005. – Х., 2005. – С. 178 – 186.
- 8Дідик В. В. Герульський слід в черняхівських старожитностях / В. В. Дідик // Древности римского времени на Слобожанщине: Сб. статей. – Х., 2006.
- Любичев М. В. Населення території північно-східної України в римський час (І – VII ст. н. е.): Навчально-методичний посібник. – Х.: ХНУ ім.. В. Н. Каразіна, 2003.
- Любичев М. В. Черняховская культура Днепро-Донецкой лесостепи: История исследования и основные проблемы изучения. Монография / М. В. Любичев. – Х., 2000.
- Магомедов Б. В. Черняховская культура. Проблема этноса / Б. В. Магомедов. – Люблин, 2001.
- Магомедов Б. В. Этнические компоненты черняховской культуры / Б. В. Магомедов // Русская цивилизация. [Электронный документ. Режим доступа: http://www.rustrana.ru/article.php?nid=9377]. Доступ – 26.05.2009 г.
- Махно Е. В. Памятники Черняховской культуры на территории УССР (материалы к составлению археологической карты) / Е. В. Махно // Материалы и исследования по археологии СССР. – 1960. – № 82. – С. 9 – 83.
- Руны / Сост. Анна Кайя. – М., 1998.
- Шрамко Б. А. Справочник по археологии Украины: Харьковская область / Б. А. Шрамко, В. К. Михеев, Л. П. Грубник-Буйнова. – К., 1977.
© Ю. А. Коловрат, 22 травня 7518 г. (22.05.2010)
Синтаксис ссылки:
Коловрат Ю. А. Верования населения Змиевщины во времена черняховской археологической культуры (II – сер. V ст. до н. е.) / Ю. А. Коловрат // История Змиевского края. – Змиев. – 22.05.2010. – URL: https://colovrat.at.ua/publ/1-1-0-94
Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):
Верования населения Змиевщины во времена черняховской археологической культуры (II – пер. пол. V вв. н. э.) // История Змиевского края. 24.05.2010. URL: https://colovrat.org/publ/1-1-0-94 (дата обращения: 21.11.2024).
Похожие статьи: