Змиевщина во времена Остроготского королевства (IV–V вв. н.э.)



Publ ID: 1247246329-55

ЗМИЕВЩИНА ВО ВРЕМЕНА ОСТРОГОТСКОГО КОРОЛЕВСТВА (IV–V вв. н.э.)

__________________

© Ю. А. Коловрат

IV–V вв. н.э. в истории Змиевского края связаны с че́рняховской археологической культурой, открытой впервые в 1899 г. Викентием Хвойкой. Впервые древности данной культуры были выявлены в сёлах Ромашки и Че́рняхов, Киевской области Украины – здесь находились селище и могильник. В Поднестровье аналогичные открытия были сделаны Карелом Гадачеком (поселения в Неслухове и др.). Позже, памятники данной культуры были обнаружены и на территории Змиевщины.

Черняховская культура – одно из наиболее ярких историко-культурных явлений в археологии Украины и всей Юго-Восточной Европы. Распространение её на огромных просторах Лесостепной и Причерноморской зон однородной культуры, близкой к культуре римских провинций, взлёт во всех сферах производства, распространение передовых методов ведения сельского хозяйства, новая идеология и верования – всё это выделяет её из ряда традиционных восточноевропейских культур и привлекает особое внимание исследователей.

Изучением черняховских памятников на территории Змиевщины занимались многие выдающиеся учёные Харьковского университета. В 1902 г. на XII-ом археологическом съезде В.А.Городцов впервые заявил о возможности существовании на Харьковщине памятников, относящихся к культуре полей погребений. В 1920-х гг. данная культура активно изучалась А.С.Федоровским и И.Н.Луцевичем [10. – С.4].

Во втор. пол. XX в. учёные Харьковского университета целенаправленно не изучали памятники черняховской культуры. Проводились лишь их археологические разведки под руководством А.Г.Дьяченко. В сер. 70-х гг. к исследованиям подключился Б.А.Шрамко. В кон. 70-х – нач. 80-х гг. данной проблематикой занимались Е.Н.Петренко и Ю.В.Буйнов. К кон. 80-х гг. черняховская культура не изучалась [10. – С.4].

Древности черняховской культуры

Рис. 1. Древности черняховской культуры

С 1995 г. в изучении праславянской истории на Змиевщине начался новый период. Изучением черняховских памятников занялась Германо-славянская археологическая экспедиция Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина под руководством кандидата исторических наук М.В.Любичева. На территории Змиевского района особенно пристально изучается бассейн реки Мжи [10. – С.4].

В I – II вв. н.э. начинаются массовые миграции народов Европы, связанные, в первую очередь, с изменением местных климатических условий и демографической ситуации. Начало переселению народов (втор. пол. II – V вв. н.э.) положило передвижение восточногерманских племён: скиров, бастарнов, асдингов, виктофалов, вандалов и готов. Первыми переселение к югу начали племена бастарнов и скиров. Первые известия об этом относятся ко II в. н.э. Затем их примеру последовали готы.

К III в. готы и родственные им племена герулов, тайфалов и уругундов достигли Северного Причерноморья, где основали своё королевство – Гетику. Чуть позже королевство разделилось по племенному принципу: западные готы (визиготы) осели на запад от Днестра, восточные (остроготы, остготы) – на востоке [1. – С.70-73]. В период освоения готами Причерноморья и распространения здесь черняховской культуры часть позднескифского населения начинает расселяться в лесостепи днепро-донецкого междуречья. В нач. IV в. черняховское население вытесняет из лесостепной Змиевщины славянские племена киевской культуры [11. – С.141]. Учитывая множество местных вариантов черняховской культуры, возникновение которой относится к данному периоду времени, можно предполагать довольно мирные отношения мигрантов с теми из аборигенов, кто влился в состав нового населения. Славянские племена продолжали заниматься земледелием, сарматы – кочевым животноводством. Административная и военная функция находились в руках пришлых готов. Характерно, что в это время на наших землях совершенно не возводили замков и крепостей, что, несомненно, говорит об отсутствии какой-либо угрозы со стороны соседей.

На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о полиэтничности черняховской культуры. Хотя хронологически существование культуры совпадает со временем существования Готского королевства, тем не менее, в формировании её принимали участие не только готы и гепиды (изначально носители вельбарской культуры), но также местное население: сарматы и славянские племена (носители киевской культуры и население позднезарубинецкого горизонта) [11. – С.133-139].

О густоте заселения Змиевщины в черняховском периоде говорят многочисленные селища данного времени. Огромное количество известных по данным археологических разведок поселений говорит о демографическом «взрыве», усилении плотности населения на данной территории. Большинство черняховских памятников в лесостепи, и на Змиевщине, в частности, расположены на реках третьего и четвёртого порядка. Это свидетельствует о процессах внутренней колонизации малых межречных чернозёмных равнин [10. – С.5].

В первую очередь необходимо отметить черняховское поселение, существовавшее неподалёку от города Змиева, на т.н. Змиевом городище. В самом городе, в урочище Провалье, было расположено ещё одно поселение [7. – С. 450; 20. – С.75; 11. – С.210]. На сегодняшний день открыты следующие селища черняховской культуры: у пос. Джгун (поле бывш. совхоза «Червоный Велетень»), неподалёку от с. Западенька (возле Кутового Яра), в 1,5 км от с. Пролетарского (в пойме правого берега реки Мжи), у сёл Колесники и Тимченки, Задонецкое, Нижний Бишкин, Соколово, Черкасский Бишкин, Лиман (хутор Довгали), Сухая Гомольша [8. – С.78; 10. – С.4,6; 11. – С.214; 20. – С.211]. Большое количество поселений черняховцев находилось на берегах Мжи: в сёлах Борки, Кравцово, Луговое, Островерховка; вблизи хутора Погорелый (иное название Заможанский); в с. Тарановка [11. – С.213-214]. В 1960 г. в с. Соколово на правом берегу Мжи, была найдена римская монета времён императора Галиена (253 – 268 гг. н.э.), что указывает на приблизительное время существования поселения [20. – С.79].

Поблизости от поселений располагаются могильники, обычно довольно больших размеров, с трупосожжениями и трупоположениями, обставленными сосудами и снабжёнными типичными для данной культуры мелкими украшениями и предметами домашнего обихода. На территории Змиевского района находится немало могильников, относящихся к черняховскому периоду. Бóльшая часть из них выявлена местным краеведом, нашим земляком А.М.Комовым [16].

Черняховские могильники, как правило, большие, биритуальные – с обрядами ингумации и кремации. Характерной чертою первых является погребение с северной и западной ориентацией, наявностью ритуально повреждённых скелетов. Другие же характеризуются ямными и урновыми трупосожжениями и др.

Ареал распространения черняховской культуры

Рис. 2. Ареал распространения черняховской культуры.

К востоку от Днестра осели остготы (остроготы), к западу – вестготы (визиготы).

Могильник Соколово-1, находится на территории села, за трассою Мерефа – Змиев. Чуть ближе ко Мже при хозяйственных работах было вскрыто отдельное погребение [11. – С.214].

Ещё один из памятников черняховской культуры – могильник Соколово-2 – находится на расстоянии 1 км от Соколово – в урочище Ленивка, на правом берегу балки, по которой когда-то протекала река Виловка. Этот памятник занимал южную, наиболее высокую часть мыса. Площадь могильника 55 кв.м. В 1984 г. Е.Н.Петренко изучил одно разграбленное трупоположение с инвентарём. В 1996 и 1997 гг. археологи В.В.Дидык и М.В.Любичев исследовали здесь два безурновых трупосожжения и остатки тризны. Сейчас данный памятник в значительной мере уничтожен карьером. Погребение 1 могильника Соколово-2 датировано сер. IV – сер. V вв. [11. – С.214].

Высокий уровень развития ремёсел содействовал развитию обмена и торговли. Племена черняховской культуры имели тесные торговые связи с купечеством Римской империи. Об этом неоспоримо свидетельствуют многочисленные находки римских монет. Подобные монеты не редкость и на землях Змиевщины. Кроме того, огромное число монет попадало в наши края после успешных походов готов на Римскую империю. В 1948 г. на левом берегу р. Мжи возле с. Тимченки был найден серебряный денарий Фаустины Младшей, жены римского императора Марка Аврелия (161 – 180 гг. н.э.). Серебряная монета Фаустины Старшей, жены Антонина Пия (138 – 161 гг. н.э.), найдена в нач. 1960 г. возле хутора Глубокая Долина учениками Первомайской средней школы. Бронзовая монета Антонина Пия обнаружена недалеко от Первомайского, на Ильиновом поле, жителем этого села краеведом А.М.Комовым [6]. Неподалёку от с. Верхний Бишкин (теперь в Первомайском районе), в урочище Роганина, найдены римские монеты: динарий императора Адриана (117 – 138 гг. н.э.) и сестерций Римиталка (132 – 136 гг. н.э.). Возле с. Соколово, на правом берегу Мжи, была найдена в 1960 г. римская монета времён императора Галиена (253 – 268 гг. н.э.). Древнеримские монеты находили на территории Змиевского уезда и до революции 1917 г. [20. – С.79,81,119].

Римские монеты

Рис. 3. Римские монеты,

аналогичные тем, что найдены на территории Змиевщины:

А – денарий Адриана; Б – латунный сестерций Антонина Пия; В – сестерций Марка Аврелия; Г – сестерций Антонина Пия; Д – сестерций Фаустины Старшей.

К большому сожалению, мы не можем здесь и сейчас опубликовать фотографии римских монет черняховского периода, хранящихся в фондах Змиевского краеведческого музея.

* * *

Считается, что основною причиной упадка черняховской культуры было исчезновение излишков в производстве зерновых. Эти излишки были главным экономическим условием содержания ремесленников, которые создавали яркую внешность этой культуры. С разрушением агротехнической и ремесленной основы культуры были прерваны экономические связи, объединявшие разноэтнические элементы черняховской культуры в рамках единой общности.

Непосредственной причиной кризиса и распада черняховской культуры явились события 70-х гг. IV в. В 375 г. гунны наносят поражение королевству Германариха. Осколки Гетики возглавили Витимир, Винитарий и Гезимунд. Группа готов, возглавляемая Витимиром, по-видимому, ещё оставалась на Змиевских землях. Об этом свидетельствует тот факт, что некоторые могильники на Харьковщине (у с. Соколово, например) функционировали до кон. IV в. [10. – С.6] Черняховская археологическая культура была отражением материальной культуры населения Готского королевства. С падением Гетики распалась и черняховская культура.

 Визитная карточка черняховской культуры

Рис. 4. Визитная карточка черняховской культуры –

гадательная чара из с. Лепесовка с календарно-аграрной символикой.

Наследники Витимира Алатей и Сафакс уводят готов на запад – к Дунаю. Отныне основную роль на Змиевщине играют славяне, продолжающие осваивать лесостепную зону, и тюркоязычные кочевники, закрепившиеся на степных просторах нашего края.

 

Источники и литература

  1. Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Вступ. ст., пер., коммент. Е. Ч. Скржинской. – М.: Изд-во вост. лит., 1960.
  2. Археология Украинской ССР: В 3 т. – К.: Наукова думка, 1985. – Т. 3.
  3. Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.
  4. Всемирная история: В 10 томах. – М.: Госполитиздат, 1955. – Т. 2.
  5. Грушевський М. С. Історія України-Руси: В 11 т. – К.: Наукова думка, 1991. – Т.1. До початку ХІ віку.
  6. Зайцев Б., Рябченко О. Давньоримські монети – на Зміївщині // Вісті Зміївщини. – 1992. – 28 січня.
  7. Історія міст і сіл УРСР: В 26 т. / Зав. ред. В. Т. Ткаченко. – К.: Головна редакція української радянської енциклопедії АН УРСР, 1967. – Т. 1. Харківська область.
  8. Любичев М. В. К вопросу о времени появления памятников черняховской культуры на Днепро-Донецком водоразделе // Российская археология. – 2003. – № 3. – С.
  9. Любичев М. В. Населення території північно-східної України в римський час (І – VII ст. н.е.). – Х.: ХНУ ім. В. Н. Каразіна, 2003.
  10. Любичев М. В. Памятники черняховской культуры на Харьковщине // Харьковский исторический альманах. – 2002. – Вып.: Зима 2002 год. – С.
  11. Любичев М. В. Черняховская культура Днепро-Донецкой лесостепи: История исследования и основные проблемы изучения. Монография. – Х.: Изд-во ХГАДТУ, 2000.
  12. Міхеєв В. К., Шрамко Б. А. Археологія залізного віку Східної Європи. – Х.: Каравела, 2000.
  13. Обломский А. М. Днепровское лесостепное Левобережье в позднеримское и гуннское время (середина III – первая половина V в. н.э.). – М.: Наука, 2002.
  14. Зміївщина – ера використання заліза // Зміївський кур’єр. – 1995. – Лютий, №2.
  15. Зміївщина – ера використання заліза // Зміївський кур'єр. – 1995 . – Лютий, № 6.
  16. Черняхівська культура на території Зміївщини // Зміївський кур'єр. – 1995. – № 11.
  17. Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. – М.: Наука, 1979.
  18. Чмихов М. О., Кравченко Н. М., Черняков І. Т. Археологія та стародавня історія України: Курс лекцій. – К.: Либідь, 1992.
  19. Шрамко Б. А. Древности Северского Донца. – Х.: ХГУ им. А. М. Горького, 1962.
  20. Шрамко Б. А., Михеев В. К., Грубник-Буйнова Л. П. Справочник по археологии Украины: Харьковская область. – К.: Наукова думка, 1977.

Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):

Змиевщина во времена Остроготского королевства (IV–V вв. н.э.) // История Змиевского края. 10.07.2009. URL: https://colovrat.org/publ/1-1-0-55 (дата обращения: 23.11.2024).

Похожие статьи:


Рубрика: История Змиевщины | Дата публикации: 10.07.2009 | Просмотров: 12178 | Ключевые слова: черняховская культура



День в истории