УДК 908 (477.54) «1917/1921»
ББК 63.3 (4УКР-4ХАР)
ЗМИЕВСКОЙ КРАЙ В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. ГОДЫ 1919–1921
_______________
© Ю. А. Коловрат
(OrcidID: 0000-0002-3294-3308, Google Scholar ID: uS94OvgAAAAJ),
Историко-краеведческий музей Змиевского лицея №1 им. дважды Героя СССР З. К. Слюсаренко
Часть 3. Освобождение Змиевского уезда от большевиков
Как известно, в 1918 г. на территории Всевеликого Войска Донского родилась и окрепла в боях Белая Гвардия. К весне 1919 г. белые формирования, получившие название Вооружённых сил Юга России (ВСЮР), перешли в наступление на всём южном театре боевых действий. В научной литературе советского периода встречается фраза «деникинское наступление на Москву», которая относится к боевым действиям мая – июня 1919 г. Это преднамеренное искажение фактов, так как директива о наступлении на Москву была подписана А. И. Деникиным лишь 20 июня, т. е. в тот момент, когда Добровольческая армия находилась уже в Змиеве. В действительности, в мае коммунистическое командование начало очередное генеральное наступление с целью расчленить и уничтожить Вооруженные силы Юга России. Однако белогвардейцам удалось не только отбить наступление, но и перейти в контратаку, благодаря которой большевистские войска были отброшены из Донбасса в Воронежскую и Курскую губернии. Причины такого стремительного успеха ВСЮР проанализированы в специальной литературе. Здесь мы лишь отметим следующие.
Во-первых, у коммунистов произошёл окончательный разрыв с союзником – Н. И. Махно. Советское командование прекратило поставлять махновцам боеприпасы и оружие. 19 мая белые перешли в наступление – как раз на стыке махновцев с 13-й армией. Красные оказались совершенно не готовы к такому повороту событий и начали отступать. Воспользовавшись их замешательством, командир 1-го армейского корпуса белых А. П. Кутепов ввел в бой танки.
Главной же причиной военных побед Белой Армии в мае-июне 1919 г. была высокая концентрация в рядах Вооруженных сил на Юге России офицеров и генералов. В некоторых частях (Марковский полк, например) даже должности рядовых укомплектовывались обер-офицерами.
М. И. Куличенко пишет, что летом 1919 г. войска Красной Армии вынуждены были отступать под натиском сил противника. У И. К. Рыбалки мы находим следующую оценку сил белогвардейцев: на Бахмутском направлении – 10 000 человек, на Луганском – 12 000. Цифры эти неверны. Основное ядро Добровольческой армии составлял 1-й армейский корпус генерала А. П. Кутепова. Основа корпуса – поредевшие в боях именные полки: Марковский офицерский (200 шт.), Дроздовский стрелковый (500 шт.), Корниловский Ударный (400 шт.). Корпус был усилен другими частями численностью около 5 000 чел., однако интересен тот факт, что временно приданные полки впятеро превышали численность основного ядра, несшего главную боевую нагрузку. А. П. Кутепову был придан и единственный, первый в составе белых армий отряд английских танков. В своих мемуарах («Кризис добровольчества», Белград, 1928) Б. А. Штейфон, командир Белозерского пехотного полка, пишет: «…танки врезались в неприятельское расположение и стали в полном смысле уничтожать красные цепи, разразилась полная паника».
23 мая образовался прорыв глубиной 100 км. Пользуясь этим успехом, командующий Добровольческой армией генерал В. З. Май-Маевский немедленно бросил в эту брешь конный корпус А. Г. Шкуро. Махновцы начали отступление. Их отступающие части встретились с кавказской дивизией Шкуро и в трехдневных боях были разгромлены. Преследуя их, белая конница пошла по степям Таврии на Гуляй-Поле, стремительно приближаясь к Днепру и отсекая от основных сил всю крымско-азовскую группировку советских войск. А корпус А. П. Кутепова, разбив под станцией Гришино 5 красных полков, двинулся на северо-восток. Для красных это была уже катастрофа: они оставили Луганск.
1-й корпус Добровольческой армии, дойдя до Бахмута, где получил в пополнение еще одну отборную часть – Алексеевский партизанский полк – начал развивать удар вдоль Северского Донца. На Славянск, на Изюм, на Харьков.
Таким образом, майское сражение, в ходе которого предполагалось разбить белогвардейские части на Дону и Кавказе, закончилось полным разгромом обеих красных ударных группировок, и на обоих флангах перешли в наступление деникинцы. В Гражданской войне на юге произошел резкий перелом. Во втор. пол. июня 1919 г. Красная Армия оказывала ещё ожесточённое сопротивление на Змиевском, Купянском и Чугуевском направлениях. Стремительное наступление ВСЮР понуждало советское руководство к решительным действиям.
ПРИКАЗ В. А. АНТОНОВА-ОВСЕЕНКО
Г. К. ПЕТРОВУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОНЫ ПО р. БОЛЬШОЙ БУРЛУК
11 апреля 1918 г. 2 час.
Отрядами из Чугуева через Граково займите Волохов Яр. Свою армию расположите по линии р. Большой Бурлук от сел. Большой Бурлук до Булацеловки, где и обороняться. Для соединения с отрядами из Чугуева пошлите большой отряд в Волохов Яр, где, испортив шоссе и взорвав мосты, не допустить продвижения противника. Установите отряды и южнее Волохова Яра до моста севернее Балаклеи включительно, где будет граница вашей армии. Установите разведку по шоссе из Волохова Яра и по железной дороге из Балаклеи на г. Изюм до соединения с армией Донецкого бассейна. Влево от армии Лазарева к Изюму подходят резервы из Славянска. Действуйте немедленно и по выяснении обстановки донесите. Ваши резервы отправьте на укрепление указанной линии. Особое внимание на пути из Харькова на юго-восток в Донецкий бассейн. О получении приказа донесите.
Главковерх [Антонов-Овсеенко]
СООБЩЕНИЕ АНТОНОВА-ОВСЕЕНКО
Р. Ф. СИВЕРСУ О ПОЛОЖЕНИИ НА ФРОНТЕ ПОСЛЕ ОСТАВЛЕНИЯ
СОВЕТСКИМИ ВОЙСКАМИ ХАРЬКОВА
11 апреля 1918 г. 9 час.
Своим опозданием к Дергачам вы решили участь Пересечной. Неисполнением предписания об отходе к Холодной Горе обнажили ее фланг и лишили возможности держать Харьков. Однако частям наших войск удалось уйти и лишь разбитые под Люботином эшелоны попались к неприятелю. Часть тяжелой артиллерии погибла при крушении. Меры у Чугуева и Змиева приняты, оборонительная линия закрепляется. Об остальном сообщит Петров, который отбыл вчера в Купянск, которого назначил командующим фронтом.
Главковерх Антонов-Овсеенко
Говоря о боях за Змиев, М. И. Саяный утверждает, что освобождала наш край Кубанская армия генерала П. Н. Врангеля. Это в корне неверно. С 10 января по 26 января 1919 г. барон П. Н. Врангель занимал должность командующего Кавказской Добровольческой армией, которая 8 мая 1919 г. была разделена на Кавказскую (ком. ген. П. Н. Врангель) и Добровольческую армию (ком. ген. В. З. Май-Маевский). Именно части последней, а точнее её 1-й корпус (ком. ген. А. П. Кутепов), вели бои на Харьковском направлении. Кубанская армия как особое соединение была образована только 31 декабря 1919 г., т. е. уже после крушения белого фронта, и потому не могла принимать участие в боевых действиях мая-июня на харьковском направлении. По сведениям, которые удалось собрать автору данных строк, в боях за Змиевской уезд принимали участие Дроздовский, Марковский, Белозерский полки 1-го корпуса Добровольческой армии.
В «Истории городов и сёл УССР» говорится: 20 июня белые вошли в г. Змиев, 22-го передовые части Марковского и Дроздовского полков вступили в г. Чугуев. Писатель Г. Д. Венус в своих мемуарах «Война и люди. 17 дней с дроздовцами» сообщает, что «после падения Змиева над городом появились аэропланы белых. Перед Харьковом дроздовцы свернули на Мерефу и пошли по линии Южной дороги. И 25 июня 1919 г. передовые части I-го корпуса Добровольческой армии под командованием генерала В. З. Май-Маевского вошли в г. Харьков». Командир Дроздовского полка генерал А. В. Туркул вспоминает: «В Изюме мы отдохнули от души. Днем был полковой обед, вечером нам дала отличный ужин офицерская рота. Как молодо мы смеялись, как беззаботно шумела беседа за обильными столами. Во всех нас, можно сказать, еще шумел боевой ветер, трепет огня. В самом разгаре ужина был получен приказ: немедленно грузиться и наступать на Харьков. Я помню, с каким «ура» поднялись все из-за столов. Мы двинулись ночью со страшной стремительностью. Так бывает в грозе. Её удары, перекаты все учащаются, затихают на мгновение, как будто напрягаясь, и обрушиваются одним разрешительным ударом. Таким разрешительным ударом наступления был Харьков».
Дополняют это сообщение мемуары Б. А. Штейфона: «Наступление развивалось успешно. Из тыла постоянно подходили новые части и усиливали фронт. Все раненые и больные, которые могли двигаться, все командированные и просто болтавшиеся в тылу, все они, узнав о наступлении на Харьков, стремились присоединиться к своим частям. Еще недавно слабые числом полки быстро пополнялись и крепли. Мобилизованные на пути наступления офицеры и солдаты, а также пленные красноармейцы, вливаясь в наши ряды, заражались общим энтузиазмом и становились хорошими бойцами.
У Змиева наше наступление было задержано. Наступавший в центре недавно сформировавшийся и еще не окрепший N-ный полк был внезапной атакой сбит и потеснён. Командир полка объяснил свою неудачу превосходством сил красных, однако, уже после занятия Харькова, когда я не был начальником штаба, командир признался, что тогда у Змиева "просто проспали”. При мало-мальски сносно поставленных службах разведки и охранения подобный эпизод не мог бы иметь места».
Небезынтересно отметить, что в боях за Змиев принимал участие и сын предводителя змиевского дворянства Л. В. Илляшевича – Л. Л. Илляшевич. Он служил в артиллерийских частях Марковкого офицерского полка.
В течение июля – августа Вооруженные силы Юга России отвоевали у Красной Армии всю территорию Харьковской губернии.
Белая Армия, начав контрнаступление на Маныче и Донбассе, закончила его значительнее севернее Харькова. Белогвардейцы могли побеждать только в непрерывном наступлении, только сохраняя за собой стратегическую инициативу, на волне душевного подъема.
Часть 4. Белая власть на Змиевщине
25 июня 1919 г. после занятия войсками Добровольческой армии Харькова, была создана Харьковская область, включавшая в себя территорию Харьковской, Екатеринославской (с июня 1919 года), Курской, Орловской (с конца сентября 1919 года), Полтавской (с июля до 4 октября 1919 года), северной части Таврической губернии, частично Киевской и Черниговской губерний, а также южный фрагмент Тульской губернии (в октябре 1919 года). Главноначальствующим области был назначен генерал В. З. Май-Маевский.
Для более успешного проведения мобилизационных предприятий во ВСЮР была организована Харьковская местная бригада. Змиевское управление уездного воинского начальника 1-го разряда возглавил полковник Добрянский.
Известно, что на ноябрь 1919 г. комендантом Змиева был капитан Марков. В комендатуре также служили поручик Алексеев и «офицер Алейников».
При Особом совещании (деникинском правительстве) действовал отдел пропаганды (Осведомительное агентство, Осваг), в распоряжении которого находилось большое количество пропагандистов. В «Православной энциклопедии Харьковщины» читаем, что из уроженцев Змиевского уезда в отделе пропаганды работала З. Д. Ковалевская, дочь священника с. Бугаёвка. После ухудшения положения на фронте она перешла работать фельдшером Харьковского городского санитарного лазарета.
Очень мало известно о змиевчанах, которые воевали в рядах ВСЮР. Краевед М. И. Саяный установил, что житель с. Чемужовки Я. И. Кришталь вступил в Добровольческую армию, где дослужился до чина подполковника. Погиб в 1920 г. Генеалогические сайты интернета и книга «Реабілітовані історією» позволяют частично установить имена змиевских белогвардейцев. Во время мобилизации в Харькове во ВСЮР вступил Красноголов Ефим Григорьевич, летчик XXXVI особого авиаотряда. После захвата Харьковской губернии частями Вооружённых сил Юга России были мобилизованы многие крестьяне Змиевского уезда.
Воротынцев Евгений Кириллович – крестьянин сл. Алексеевки Змиевского уезда. До 1917 г. торговал, в 1919 г. ушёл с белогвардейцами.
Золотухин Федор Павлович – житель сл. Алексеевки Змиевского уезда. Занимался хлебопашеством. В 1919 г. ушёл с белыми, позже вернулся.
Константинопольский Василий Иванович – дворянин, житель с. Алексеевки Змиевского уезда. До 1917 г. торговал хлебом, в 1919 г. ушёл с белыми.
Лесик Иван Лукич (? – 1942 г.) – агроном Госсортиспытательного участка, партизан 1-го Алексеевского партизанского отряда, убит в бою.
Малахов Яков Михайлович – до 1917 г. занимался торговлей в сл. Алексеевке Змиевского уезда. На базарной площади 2-х этажный каменный дом. В 1919 г. ушёл с белыми
Оболенцев Дмитрий Федорович – до 1917 г. торговал в сл. Алексеевке Змиевского уезда, ушёл с белыми.
Ордынский Михаил Андреевич – до 1917 г. торговал в сл. Алексеевке Змиевского уезда, ушёл с белыми.
Романов Яков Никифорович – до 1917 г. занимался хлебопашеством в сл. Алексеевка Змиевского уезда. Уходил с белыми – вернулся.
Хоруженко Иван Григорьевич – до 1917 г. жил в сл. Алексеевке Змиевского уезда. Торговал хлебом, в 1920 г. ушёл с белыми.
Байрачный Андрей Леонтьевич (1893 г. р.), уроженец Змиева, украинец, из крестьян, образование начальное.
Балакирев Григорий Дмитриевич (1897 г. р.), уроженец г. Чугуева Змиевского уезда. Русский, из крестьян, образование среднее.
Брусенцов Антон Иванович (1898 г. р.), уроженец с. Берека Змиевского уезда. Украинец, с начальным образованием.
Зеленин Корней Семёнович (1885 г. р.), уроженец с. Берека, крестьянин, образование начальное.
Естественно, приведённых здесь сведений крайне мало для качественного освещения истории края в 1919 г. Но намеченные нами в данной работе пути поиска, вероятно, дадут значительно большие результаты.
© Ю. А. Коловрат,
19–20 февраля 2011
Ссылка на эту статью:
Коловрат Ю. А. Змиевской край в огне Гражданской войны. Годы 1919–1921. Части 3 и 4 // История Змиевского края. Змиев. 13.03.2011. URL: https://colovrat.at.ua/publ/9-1-0-115
Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):
Змиевской край в огне Гражданской войны. Годы 1919–1921. Части 3 и 4 // История Змиевского края. 13.03.2011. URL: https://colovrat.org/publ/9-1-0-115 (дата обращения: 25.11.2024).
Похожие статьи: