УДК 908 (477.54) «1921/1941»
ББК 63.3 (4УКР-4ХАР-2)
КУЛЬТУРА ЗМИЕВСКОГО РАЙОНА В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1921–1941 гг.)
______________________
© Ю. А. Коловрат-Бутенко
(OrcidID: 0000-0002-3294-3308, Google Scholar ID: uS94OvgAAAAJ),
Змиевское научное краеведческое общество
В период нэпа и советской модернизации сфера культуры считалась одной из важнейших, поскольку именно через её посредство осуществлялось идеологическое влияние на массы. Поэтому советское правительство в 20–30-е гг. ХХ в. расточало большие суммы денег на искусство, литературную продукцию, кино и другие виды развлечений [1].
Комсомольская организация Змиева имела свой клуб имени Пятилетия РКСМ. Вечерами здесь собирались юные ленинцы на занятия литературного кружка, где читались собственные произведения. Секретарь Змиевской районной организации ВЛКСМ Г. [А.] Носик отмечал положительное отношение местного населения к работе кружка [2]. Был свой клуб у Донецкой государственной бумажной фабрики, работа в котором была довольно хорошо организована. Однако современники отмечали тот недостаток, что на постановку театрального представления заведующий клубом отводил лишь одну репетицию. Это закономерно приводило к плохому качеству представления и, как следствие, ослаблению интереса рабочих к клубу [3]. В 1927 г. методом народного строительства было построено помещение клуба, где сейчас находится Дом культуры (рис. 1). В его строительстве приняли активное участие все трудящиеся, под руководством местных профсоюзных и комсомольских организаций. В десятую годовщину Октябрьской революции 1917 г. состоялось торжественное открытие клуба [4].
Рис. 1. Дом культуры Змиевского района
В 1920-х гг. в здании бывшего городского училища (рис. 2) размещался Сельский дом (Сільбуд). 13 сентября 1925 г. здесь была проведена сельскохозяйственная выставка, участниками которой стали простые крестьяне Змиевского района, наладившие при помощи агрономов свои хозяйства. Достижения аграриев были отмечены Праздником урожая, открытого оркестром. Здесь присутствовали представители райисполкома, окрземуправления и заведующий райземуправлением Рябуха [5]. Сельский дом, насчитывавший в своих рядах 240 членов, содержал летний кинотеатр, библиотеку более 2 500 томов, сельскохозяйственный музей, заезжий двор и опытное поле в 10 десятин (располагалось в 16 верстах от города). Сельский дом заведовал также рядом хат-читален [6].
Рис. 2. Здание бывшего уездного училища. В 1920-х гг. здесь размещался Сельский дом
Большое внимание уделялось в эти годы и деятельности культурно-образовательных учреждений. В фонде районной библиотеки насчитывалась 2 241 книга. Свои библиотеки имели школы, бумажная фабрика и некоторые учреждения. На предприятиях и вокзале, в учреждениях и колхозах действовали красные уголки и избы-читальни [7].
Рис. 3. На заднем плане видно здание дореволюционной постройки. После Великой Отечественной войны здесь на первом этаже был магазин «Спорттовары», на втором – Змиевская районная библиотека
В 1928 г. была создана Харьковская окружная рабоче-крестьянская капелла, которая 16 января 1929 г. вошла в состав Харьковского окружного управления издательских предприятий в качестве производственной единицы. В работе капеллы был сделан акцент на обслуживании районов и сёл Харьковского округа. В рамках своей деятельности данный музыкальный коллектив несколько раз посещал Змиевской район с концертами и Шевченковской программой [8].
Темпы строительства учебных и культурных заведений на Змиевщине были достаточно высоки. Это, в частности, отметил на Харьковской окружной конференции П. П. Постышев, призвав парторганизации всех районов равняться на змиевчан в вопросах культурного строительства на селе [9].
В период 1920–1930 гг. в СССР проводилась политика коренизации (на Украине, соответственно, украинизации), заключавшаяся в активном внедрении и использовании местных языков и комплектации руководящих кадров из представителей местных этносов. При этом у союзного руководства, в лице И. В. Сталина, и руководства УССР, в лице А. Я. Шумского, произошли определённые разногласия. Сталин выступил против насильственной украинизации проживающих в Украине русских. Кроме того, по мнению Сталина, тотальная украинизация могла бы «принять местами характер борьбы за отчужденность украинской культуры и украинской общественности от культуры и общественности общесоветской, характер борьбы против “Москвы” вообще, против русских вообще, против русской культуры и её высшего достижения – ленинизма» [10]. Исходя из таких соображений, советское руководство приняло решение о прекращении политики украинизации.
В 1930-х гг. в Змиеве проживал украинский поэт и прозаик, линг-вист, критик и сценарист, один из основателей ВАПЛИТЕ, Майк Йога́нсен (М. Г. Йога́нсен), репрессированный в 1937 г. [11].
Рис. 4. Майк Йога́нсен
Начавшаяся вслед за нэпом советская модернизация предполагала, помимо индустриализации и коллективизации, кардинальную перестройку в культурной сфере – культурную революцию. Прежде всего необходимо было завершить ликвидацию безграмотности. На основе Законов «О ликвидации безграмотности» и «Об общем четырёхлетнем образовании» в школу были привлечены почти все дети школьного возраста и взято на учёт безграмотное население до 50-летнего возрас-та, создано несколько групп ликбеза и школ для взрослых. Период 1927–1930 гг. был временем сплошного обучения детей и взрослых, причём учебники, письменные принадлежности для начальных классов были бесплатными. Например, в с. Борки вышло распоряжение, запрещавшее служащим сельсовета расписываться при выдаче пенсии семьям красноармейцев вместо её получателей [12]. Этим стимулировалось стремление к учёбе безграмотных. Во время переписи 1926 г. в Змиеве было зарегистрировано 56,6 % грамотных, а до революции таких насчитывалось только 30 % от всего количества населения. Неграмотность в городе была ликвидирована до 1932 г. [13].
Несмотря на идеологизированность сферы культуры в советское время, следует признать колоссальное её развитие в этот период. Ликвидация безграмотности, создание сети клубов и библиотек, пресечение развития националистических тенденций (в связи со сворачиванием насильственной украинизации) являются неоспоримыми достижениями раннего советского общества.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- The Cambridge history of Russia / Edited by Ronald Grigor Suny. Cambridge, 2006. Vol. III: The Twentieth Century. P. 207.
- Носик Г. Батьки і діти // Червоний юнак. 1924. 30 березня. С. 4.
- Ведіть роботу, – не халтурте! // Вісті ВУЦВК. 1925. 20 травня. С. 3.
- Фединський Ф. Зміївщина в період перебудови // Будівник комунізму. 1967. 6 травня.
- Свято врожаю і сільськогосподарська виставка // Селянська правда. 1925. 20 вересня. С. 4.
- У Змійові // Вісті ВУЦВК. 1925. 25 серпня. С. 3.
- Фединський Ф. Зміївщина в період перебудови // Будівник комунізму. 1967. 13 травня.
- Бут М. Дедалі глибше і в роботу, і в маси // Музика масам. 1929. № 6. С. 26.
- Фединський Ф. Зміївщина в період перебудови // Будівник комунізму. 1967. 13 травня.
- Сталин И. В. Товарищу Кагановичу и другим членам ПБ ЦК КП(б)У // Со-чинения. М., 1948. Т. 8. С. 151–153.
- Андрієнко А. Харківщина в особах // Краєзнавство. 1995. № 1–4. С. 29.
- ГАХО. Ф. Р-1939. Оп. 1. Ед. хр. 45. Л. 71
- Круликівська В. Ліквідовуючи неписьменність // Будівник комунізму. 1989. 21 листопада. С. 2.
Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):
Коловрат-Бутенко Ю. А. Культура Змиевского района в межвоенный период (1921–1941 гг.) // История Змиевского края. 09.10.2022. URL: https://colovrat.org/publ/1-1-0-500 (дата обращения: 23.11.2024).
Похожие статьи: