УДК 93/94 (477.54)
О ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЕ БОГОМАТЕРИ КАЗАНСКОЙ ВЫСОЧИНОВСКОЙ В ВЫСОЧИНОВСКОМ КАЗАНСКОМ МОНАСТЫРЕ
В 36 верстах от города Харькова, среди болот и песков, находилось село Высочиновка, известное по чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Казанской, называемой Высочиновскою по месту прославления.
Рис. 1. Икона Высочиновской Казанской иконы Божьей Матери
По рассказам старожилов села Высочиновки, в Высочиновской Архангеле-Михайловской церкви была большая рукописная книга, писанная полууставом, под заглавием: «Сказание о явлении и чудесах Высочиновской иконы Богоматери». Краткое сказание о том же было написано в церкви на особой доске. Но книга, взятая священником в дом для чтения, сгорела, а сказание, написанное на доске, от времени потускнело и уничтожилось, так что сказание об иконе сообщается по воспоминаниям лиц, слышавших с молодости чтение сгоревшей книги, потому что в Высочиновской церкви прочитывали эти сказания народу вместо проповеди.
Вот что рассказывают о явлении этой святой иконы.
В начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I, на месте села Высочиновка стоял сосновый бор, принадлежавший казенному ведомству. Для охраны этого бора были посланы из города Чугуева военные нижние чины, которых звали пушкарями. Их обязанность была охранять лес от порубки и потрав соседних жителей; у каждого был свой участок, вверенный его охране, в котором и жили в избах. Одна из таких изб стояла на берегу болотистой Мжи, протекавшей среди бора и окружённой болотами. В этой избе жил сторож-пушкарь средних лет с женой, маленькими детьми и отцом, слепым и хромым стариком, который, с помощью внука и костылей, едва мог двигаться и более лежал на печи. Однажды сторож, сын этого больного старика, обходя свой участок, на его окраине, недалеко от реки, увидел на болотистой кочке икону Богоматери Казанской, издававшую от себя светлые лучи. С благоговейною молитвою подошёл он к святой иконе, пал пред нею на колени и взял её с кочки, причём заметил, что где лежала икона, заструилась из под кочки струя чистой воды. Принеся икону в избу, сторож благоговейно поставил её вместе со своими иконами на полке. Эта икона была невелика, писана древнею греческою иконописью на липовой доске, с выемкою посредине и возвышенными вроде рамы краями. Несмотря на простоту иконописи, лик Богоматери на этой иконе отличается особенною выразительностью и невольно трогает душу молящихся пред нею с верою. Стрельчатая корона украшает главу Богоматери на этой иконе, это и составляет её особенность, тогда как по остальному её рисунку она есть верное изображение Казанской иконы Божией Матери.
Рис. 2. Обретение иконы
Долго стояла икона в избе сторожа, без особых от неё чудесных знамений; наконец настало время прославления этой иконы. Оно совершилось следующим образом.
Однажды летом во время жатвы сторож, нашедший святую икону, пошёл с женою в поле жать хлеб, а дома оставили старика-отца и 10-летнего сына присматривать за дедом, подавать ему пищу и воду. Наступили вечерние сумерки, в избе стало темно; вдруг мальчик увидел в углу, где стояли иконы, светлое, солнцеподобное сияние, исходившее от иконы Богоматери, найденной его отцом. Испуганный мальчик подбежал к деду, лежавшему на печи, и сказал, что на полке, у святых икон, что-то горит и испускает такой сильный свет, что больно глазами глядеть. Старик сильно перепугался, подумав, что в избе пожар. Слез он с печи и с помощью костылей подошёл к углу. Тут не видевшие доселе очи вдруг прозрели: он увидел яркое сияние, исходившее от святой иконы Богоматери, увидел и остальные окружающие его предметы и, почувствовав себя совершенно здоровым, бросил костыли и со слезами начал молиться пред святою иконою, благодаря Царицу Небесную за полученное исцеление. Воротившиеся вечером с работы его сын и невестка, к своему удивлению увидели своего отца совершенно здоровым: он вышел к ним навстречу и рассказал им о своём чудесном исцелении, полученном от иконы Богоматери, часть лучей от которой и они ещё удостоились видеть.
Рис. 3. Исцеление деда
Утром все семейство отправилось в храм поблагодарить Господа за Его благодеяние и рассказать приходскому священнику о чудесном исцелении старца. Исцеленный старик, взяв святую икону, с сыном и невесткой пошёл в церковь в село Артюховку, где и рассказал всё священнику. Священник, знавший, что старик давно безнадёжно болен, очень удивился, увидев его совершенно здоровым. С благоговением выслушав рассказ, он поставил в церкви икону, а старика с домашними отпустил домой, советуя им помнить о благодати Божией. Но к удивлению исцеленного старца и его семьи, на следующее утро икона оказалась на прежнем месте в их избе. Священник также был удивлен, не найдя икону в церкви. Когда стало известно, что икона в избе сторожа, священник с крестным ходом и молебным пением перенес её в церковь. Но Царице Небесной было угодно, чтобы Её святая икона стояла в избе сторожа: на другое утро икону опять нашли на прежнем месте. Протоиерей соборной церкви города Змиева, узнав о чудесах новоявленной иконы, перенес её с крестным ходом и молебным пением в свою церковь, но Царице Небесной и тут неугодно было оставить свою икону: на следующий день икону опять нашли в избе сторожа, откуда уже более её не уносили. Много народа стало приходить в избу сторожа на поклонение святой иконе.
Неизвестно, сколько лет икона находилась в избе сторожа. Царице Небесной было угодно воздвигнуть храм на месте избы. Во время Полтавской битвы сотник Василий Высочин отличился пред императором Петром I — со своею сотнею отбил шведскую пушку и доставил её государю, за что государь наградил его чином воеводы и пожаловал лесной участок и пахатную землю в Харьковской губернии, по обеим берегам реки Мжи, ту самую землю, где в избе сторожа стояла чудотворная икона Богоматери.
Василий Высочин, прибыв в пожалованное имение и узнав о чудотворной иконе, очень обрадовался. Он начал вокруг избы сторожа расчищать место для села; затем предложил желающим поселиться тут и для себя построил дом, по его фамилии новое село стало называться Высочиновка, а икона, стоявшая ещё в избе, обращенной в часовню, получила в народе название Высочиновской чудотворной иконы Богоматери и сделалась предметом благоговения всей окрестности.
В 1795 году 22-го декабря протоиерей города Чугуева Пётр Столяревский освятил новую церковь, и перенесли в неё чудотворную икону, причём заметили, что из очей Богоматери стали истекать капли влаги, как бы слезы, что продолжалось три дня. Эти капли собирали чистым полотенцем, а от истечении влаги под правым глазом Богородицы на иконе осыпалась краска и образовалась впадина. Полотенце, которым отирали влагу, всегда хранилось при чудотворной иконе и существовал обычай во время чтения Евангелия класть его на головы молящихся под Евангелие. Это полотенце существовало до 1830 года, а в этом году священник Высочиновской церкви отдал купцу Семёну Калашникову, получившему исцеление от чудотворной иконы Богоматери и пожелавшему получить от Неё в благословение это полотенце. После смерти Калашникова спрашивали у его дочерей о судьбе этого полотенца, но они ничего не могли о нем сказать.
Много чудес совершалось от этой святой иконы. Особенно замечательные из них следующие.
Григорий Иванович Ковалевский, коллежский асессор, сын храмоздателя Высочиновской церкви, в 1830 году с женою Анною Александровною и её сестрою девицею Анастасиею Александровною Зеленецкою прибыл в село Высочиновку поклониться чудотворной иконе Богоматери и навестить родного брата Григория Ивановича — Феодора Ивановича Ковалевского. Иван Иванович Ковалевский, отец их, умирая, завещал своим детям хотя один раз в год приезжать на родину, на поклонение иконе Богоматери. «Дети мои, — говорил он в своём завещании, — не оставляйте дома Пречистой, молитесь Ей, уповайте на Ее милость, и если не можете часто, то хоть однажды в год уделяйте собственно для Нее несколько дней, чтобы поклониться Ее святому образу, и Она будет спасать вас от великих несчастий». Послушные дети до старости исполняли это завещание отца, каждый год приезжали в Высочиновку помолиться пред иконою Богоматери.
Так было и теперь: Григорий Иванович с женою и свояченицею, прогостив несколько дней у брата и помолившись пред иконою Богоматери, 20-го февраля отправился в город Изюм навестить своих родных сестёр. В этот год зима была постоянная, а потому, несмотря на близость весны, зимний путь не представлял, казалось, никакой опасности. Между тем, уезжая из Высочиновки и проезжая мимо церкви, жена Григория Ивановича, Анна Александровна, вдруг почувствовала страшную тоску. Заплакав, она сказала мужу и сестре, что ей кажется, что они идут на явную смерть, и более она не увидит этого святого храма. Сестра её, девушка очень веселая, посмеялась над нею, сказав, что она напрасно себя расстраивает, потому что через несколько дней они опять вернутся в Высочиновку и будут молиться в этом храме. Благочестивый Григорий Иванович, видя, что жена не на шутку встревожена, сказал ей, что они исполнили свой долг — помолились пред чудотворною иконою и им нечего пугаться предчувствий, а нужно верить, что, если случится дорогою какое несчастие, Царица Небесная не оставит их.
Они подъехали к реке Северному Донцу, отличающемуся глубиною и быстротою течения, почему он зимою не скоро замерзает; лёд на глубоких местах бывает опасен. В эти дни морозы были сильные и путешественники спокойно поехали через лёд, даже не встав из экипажа. Въехали на середину реки; вдруг карета остановилась, лёд под нею обломился и она стала погружаться в воду, увлекая шестерик лошадей. Люди начали звать на помощь крестьян; а сидевшие в карете с ужасом увидели, что вода быстро прибывает, спасения и выхода из кареты нет, потому что дверцы отворить не допускал лёд, а в окна невозможно было вылезти. Находясь в таком отчаянном положении, сидевшие в карете все в один голос воскликнули: «Высочиновская Божия Матерь, спаси нас, погибаем, спаси нас!»
Едва они произнесли это, экипаж вдруг остановился, как бы опершись дном на твердую преграду. Прибежавшие крестьяне, обрубив лёд, открыли дверцы кареты, вывели сидевших, отпрягли лошадей, успели вынуть и вещи путешественников, и когда они уже были в безопасности на берегу, карета опять начала погружаться и быстро исчезла подо льдом. Обогревшись и высохнув в крестьянских избах, возвратились они к вечеру в Высочиновку и, несмотря на то, что долго были в холодной воде, никто из них не простудился. Через несколько дней в Высочиновку привезли их размокшую карету. С радостными слезами все пали пред иконою Богоматери. Григорий Иванович в благодарность за спасение пожертвовал к иконе Богоматери ценную сребропозолоченную лампаду и до конца жизни помнил о чудесном спасены своём.
В 7 верстах от Высочиновки находилось село Константиновка с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Священник при этой церкви был Иоанн Червонецкий; он был человек благочестивый, но небогатый, и, хотя семья у него была большая, он никогда не роптал, терпеливо неся свой жизненный крест. В конце 1858 года его постигло новое несчастие: у него заболели глаза. Болезнь все увеличивалась и никакие лекарства не помогали. Наконец он отправился в Харьков к профессору, доктору Нарановичу, который, осмотрев глаза, нашёл их окружёнными кровавыми наростами, начал прижигать их ляписом, употреблял разные примочки, но помощи не было. Решено было составить консилиум из докторов и сделать операцию, довольно сложную и небезопасную.
Накануне консилиума священник от сильной боли и дум об операции всю ночь не спал: тяжкие мысли волновали его и повергали в отчаяние. Ходя ночью по комнате, он стонал, наконец пав пред иконою Богоматери, начал усердно молить Её избавить его от страданий. Молитва немного успокоила его, он прилёг и забылся. Вдруг видит пред собою величественную необыкновенной красоты Деву, окружённую ангелами и сиявшую неземным светом. Взглянув на него милостиво, Она сказала: «Вот Я пришла к тебе из Высочиновки, что недалеко от тебя. Шедши к тебе облегчить твои страдания, Я посетила твой дом и застала все твоё семейство на молитве со слезами. Не скорби и не отчаивайся, ты получишь исцеление». Затем села подле него, и, протянув руку, коснулась его правой щеки, отчего он почувствовал сильную боль, проснулся, и хотя пред ним никого не было, он чувствовал, что к нему приходила Царица Небесная, потому что его сердце сильно билось и трепетало, а все существо как бы обновилось. Боль прекратилась, приятная прохлада заменила сильный жар, и он спокойно стал ждать прихода врачей. Первый пришёл доктор Наранович и, осмотрев глаза, очень удивился их перемене: кровавых наростов вокруг глаз не было, глаза были чисты и ясны, только кровавые полосы виднелись на веках глазных. Священник рассказал свое видение докторам; но они это видение отнесли к нервному расстройству и горячечному бреду, почему и не обратили на него внимания, однако решили, что операцию не нужно делать.
Через несколько времени он вернулся к семье совершенно здоровый и со всей семьей поспешил в Высочиновку, где служил молебен пред святою иконою Богоматери и усердно благодарил Её за полученное исцеление. Царице Небесной угодно было ещё раз испытать веру и терпение священника: через год после выздоровления, простудившись зимою, опять почувствовал сильную боль в глазах, кроме этого один глаз закрылся туманом, и другой глаз стал заволакиваться туманом. Боясь ослепнуть, священник опять решил ехать в Харьков в больницу. Накануне отъезда он в доме отслужил молебен Божией Матери с водосвятием и всю ночь не спал, скорбя, что, ослепнув, он не в состоянии будет служить у престола Божия и не будет иметь средств к пропитанию семьи. С нетерпением ждал он рассвета, чтобы ехать в больницу и узнать приговор врачей насчет своей болезни, К утру он задремал и видит опять пред собою Ту же прекрасную Деву, Которая являлась ему в больнице. Подойдя к нему, Она кротко сказала: «Ты опять болен, скорбишь и сокрушаешься в болезни, горюешь о семействе, которое приходится тебе оставлять; жалеешь о службе Божией в наступающий святой пост? Утешься и не скорби: Я к тебе пришла опять облегчить твои страдания. Помнишь ли ты Мое посещение тебя в лечебнице? Не забывай, молись, и уповай — упование не посрамит!» Сказав это, Она приложила Свои святые руки к его глазам, причём он почувствовал, что будто с них спало что-то тяжёлое: ему стало легко и светло, он проснулся, открыл глаза и к своему удивлению и радости увидел все предметы ясно и чисто: тумана в глазах не было и не нужно уже было ехать в больницу.
Рис. 4. Исцеление священника Иоанна Червонецкого
В благодарность за полученное исцеление, он соорудил бархатную золотошвейную пелену к чудотворной иконе Высочиновской Богоматери, со всем семейством пришёл пешком в Высочиновку на поклонение Ей, со слезами служил молебен и, возлагая пелену под чудотворную икону, рассказал всем присутствовавшим о своём исцелении.
Харьковский купец Семён Калашников, долго страдая болью в ногах, глазах и от язв по всему телу, много лечился, но пользы никакой не было. Узнав об исцелениях, получаемых при иконе Богоматери в Высочиновке, он прибыл туда, отслужил молебен и взяв святой воды и елея из лампады, начал мазать ноги, глаза и язвы по всему телу. Через несколько времени несчастный страдалец получил полное исцеление.
У десятилетней девочки, дочери дворянки Александры Филипповны Абдулевской, жительницы села Водолаги, заболели глаза: на них образовались наросты вроде чешуи, так что девочка почти ослепла. Мать много лечила её, но пользы не было. Одна из соседок посоветовала ей съездить помолиться в Высочиновку. Абдулевская поехала в Высочиновку, отслужила молебен пред иконою Богоматери, помазала глаза больной дочери маслом из лампады; едва она успела помазать, как с одного глаза спала чешуя и девочка стала видеть одним глазом; обрадованная мать, возблагодарив Царицу Небесную, отправилась домой. Дорогою у девочки зачесался другой глаз; она почесала и сняла другую такую же чешую, после чего и другим глазом стала ясно видеть.
Помещица Наталья Бабенкова, Бахмутского уезда, страдала тоскою и нервным расстройством; её мучила бессонница, и она совершенно изнемогала. Однажды ночью, когда она забылась легкою дремотою, увидела икону Богоматери, от которой исходило сияние, и послышался голос говоривший ей: «Это Высочиновская икона Богоматери, она находится в Высочиновке, подле города Змиева, поезжай к ней, она поможет тебе!» Бабенкова, жившая в Харькове, проснувшись, стала расспрашивать у знакомых, где находится город Змиев, есть ли Высочиновка и чудотворная икона? Ей сказали, что город Змиев находится в 36-ти верстах от Харькова, подле него есть Высочиновка, где находится чудотворная икона. Бабенкова тотчас отправилась в Высочиновку и, войдя в церковь и взглянув на икону, тотчас узнала в ней икону, виденную во сне. Три дня усердно она молилась пред иконою и все три дня была спокойна и хорошо спала. После этого она часто стала ездить в Высочиновку на поклонение иконе и делала ценные пожертвования в Высочиновский храм, между прочим она пожертвовала серебропозолоченную, чеканную ризу на чудотворную икону, с венцом и звездами, украшенными цветными каменьями и стразами. После того, как она стала ездить в Высочиновку, тоска пропала, и она совсем выздоровела.
Во время холеры в 1848 и 1854 годах жители города Змиева носили святую икону по домам и холера быстро прекратилась в их городе. Кроме записанных здесь исцелений много совершалось чудес. Пресвятой Богородице, прославившей Высочиновские веси явлением и чудесами святой иконы, угодно было здесь учредить святую обитель.
Рис. 5. Один из списков Высочиновской Казанской иконы Богоматери
Давно Высочиновская церковь начала слыть в окрестностях под именем монастыря, чему способствовало уединённое и пустынное её местоположение. Несмотря на это, никаких признаков устройства монастыря при этой церкви не было: она стояла между двумя владениями, владельцы были семейные, малорасположенные к устройству монастыря. К западу от церкви была усадьба и земля храмоздателя церкви Ивана Ивановича Ковалевского, после смерти переходившие к его сыну, а затем внуку Андрею Фёдоровичу Ковалевскому; к востоку от церкви была усадьба Матвея Васильевича Высочина, которая переходила из рук в руки и, наконец, в 1879 году Андрей Фёдорович Ковалевский её купил.
Андрей Фёдорович Ковалевский был человек холостой, по слабости здоровья отдалялся от мира, занимался хозяйством и духовною литературою, писал в духовных журналах, составлял церковные службы и акафисты по просьбе настоятелей церквей и монастырей, через что познакомился со многими из белого и черного духовенства. Между прочим он познакомился с настоятелем Святогорской Успенской пустыни архимандритом Германом и его братиею, через это знакомство он узнал и полюбил монашество.
В 1885 году 16 октября в Высочиновку приехал преосвященный Амвросий, осмотрел местность, беседовал с прихожанами Высочиновской церкви, советуя им содействовать устройству монастыря. Два дня преосвященный пробыл в Высочиновке. Много пришлось перенести Андрею Фёдоровичу неприятностей, потому что большинство было против устройства; наконец, с помощью Царицы Небесной ему удалось осуществить свое желание в 1886 году в октябре.
Рис. 6. Икона Высочиновской Казанской иконы Богоматери
В 1886 году 29-го октября постановлением Синода новоучреждённый монастырь назван Высочиновским Казанским мужским общежительным монастырем, в честь древней чудотворной иконы Богородицы Казанской, находящейся в Высочиновской церкви. Эта церковь со всем движимым имуществом, утварью и святынею перешла в собственность монастыря, приход её закрыт и присоединён к Змиевской Троицкой соборной церкви. Андрею Фёдоровичу особенно было утешительно, что в указе Синода об учреждении монастыря святая икона признавалась чудотворною, потому что многие не признавали её чудотворною, так как она не была засвидетельствована высшею духовною властию — Синодом. 30 ноября, в воскресенье в Высочиновской церкви в первый раз была совершена литургия, и с этого дня каждый день стало совершаться монастырское богослужение в новоучрежденном монастыре.
В 1886 году 8 декабря прибывшая в новоустроенный монастырь братия у Высочиновской церкви была встречена с крестным ходом, святыми иконами и колокольным звоном. В это время заметили в лике чудотворной Казанской иконы чудное изменение: обыкновенно лик этот темный, а когда вынесли икону навстречу прибывшей братии, имел вид светлый и сияющий, что заметили Андрей Федорович и иеромонах Гермоген, несшие икону. Этим изменением Своего святого лика на иконе Пресвятая Владычица как бы приветствовала прибывшую в новую обитель братию, благословляла и воодушевляла их на новые духовные подвиги. Так был основан Высочиновский Казанский монастырь.
Рис. 7. Высочиновский Казанский мужской монастырь. Литография начала ХХ века
Чудотворные иконы находятся в Богоявленском соборе в Москве и в петербургском Казанском соборе.
Празднование установлено 22 октября (4 ноября по н. ст.) и 8 июля (21 по н. ст.).
Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):
О чудотворной иконе Богоматери Казанской Высочиновской в Высочиновском Казанском монастыре // История Змиевского края. 03.03.2018. URL: https://colovrat.org/publ/1-1-0-352 (дата обращения: 21.12.2024).
Похожие статьи: