УДК 929.52
ББК 63.214 + 63.3(0)532
МОЁ ЗНАКОМСТВО С ПРАДЕДОМ
______________________________
© Н. А. Вус
Змиевское научное краеведческое общество
11 ноября – день Памяти погибших в Первой мировой войне. В связи с этой датой я хотела рассказать о своем прадеде. Эта личность меня интересует уже не первый год. Только благодаря ему я начала заниматься изучением истории нашей малой Родины. Именно его фото в семейном архиве подвигло меня к поискам информации в архивах. И хоть я никогда не видела его, но знаю о нём больше, чем о некоторых своих друзьях.
Горлов Афанасий Иванович родился 2 мая 1886 г. по старому стилю. Был крещён в Христо-Рождественской церкви с. Берека Змиевского уезда Харьковской губернии.
О жизни его семьи мы мало что можем сказать, они были обычными казёнными крестьянами, раньше были казаками. Горловы жили в Береке со дня основания села.
Это то самое фото, которое трепетно хранилось в нашей семье. Папа называл его «дед Афон». Это отец его мамы. Когда я была младше, мне просто нравилась старина этого фото, картонная основа, тиснение на обороте. Потом на какое-то время я вообще о нём забыла… Однажды, просматривая старые альбомы, я снова наткнулась на это фото. Оно уже начало портиться от времени, покрытие немного облупилось. Но меня больше всего заинтересовала форма: явно солдатская форма, но подпись на обороте с твёрдым знаком. Неужели это ещё дореволюционная форма? Он был участником Первой мировой войны? А красный бант? Революция? А как же раскулачивание? В семье были легенды о том, что семью раскулачили. Сначала я стала расспрашивать на исторических форумах в Интернете. Мне подтвердили, что форма того периода, рядовой или вольнонаёмный. Сколько было написано писем-запросов в разные архивы, чтоб найти подтверждение его службы! Сколько отказов получено! Только в процессе этого поиска я осознала, насколько мало мы знаем, а ещё меньше уделяем внимания Первой мировой войне. В школе нам о ней практически не рассказывают, литература (по крайней мере, для меня) – это только Э. М. Ремарк. Сами родственники практически ничего не знают, так как долгое время участие в этой войне родственниками скрывалось, ведь это была Российская императорская армия. Потом забылось. И в итоге – огромный пласт нашей истории, целая Мировая война просто выпала из нашей памяти.
Занимаясь изучением этого вопроса, я обнаружила, что есть «Списки погибших и раненных нижних чинов», в оцифровке которых я даже немного поучаствовала. Но среди них Горлова Афанасия Ивановича не было. После этого настал черед нашего Государственного архива Харьковской области. И здесь наконец-то мне повезло! Хотя поначалу тоже информация была отрицательной. Его не было среди тех, кто подавал прошение на получение пенсии по ранению в 1916 г., о нём не было документов в фонде Военного ведомства Змиевского уезда, не было информации в документах Медицинского комитета. Зато довольно неожиданно я нашла информацию в документах по социальному обеспечению за 1925 г. о том, что Горлов Афанасий Иванович получал пенсию по инвалидности, как инвалид Старой Армии. И в этих нескольких строках была информация о нём самом (ведь раньше мы не знали даже год рождения) и о составе семьи, и об их доходах. Какое же счастье вот такие находки в архиве! Ведь уже в документах того же отдела социального обеспечения за 1926 г. его нет – прошла пенсионная реформа, и количество получающих социальную помощь резко сократилось.
Потом я познакомилась со старушкой, которая жила по соседству, знала его лично, хоть и была на тот момент школьницей. И рассказала о нём подробнее. Это был очень энергичный человек, с активной жизненной позицией. Как она красиво сказала: «Ему всё было нужно!». Когда пришла Вторая мировая война, он не мог оставаться в стороне. Будучи непригодным к военной службе по ранению, он стал активно помогать партизанам. Жил он с женой на окраине Второй Береки, улица Хуторянская, или просто Хуторок, практически доходила тогда до самого леса. Дом свой он оставил дочери с семьей, а с женой перешел жить в небольшую хату ближе к лесу. Это было очень удобно для партизан. Как рассказывала соседка: «Бывало, что их дома нет, а из трубы дымок идёт». Дед говорил: «То кумовья в гости пришли». Все знали, что это были за кумовья. К сожалению, в феврале 1943 г., когда в с. Берека был прислан карательный отряд СС, кто-то сообщил им, что жители Хуторка поддерживают партизан, тридцать пять человек были казнены, в числе их был и дед Афон. Это было на Сретение 15 февраля 1943 г.
Вот такая история. Так долго я к ней шла, а так мало получилось. Но для меня это очень ценно! Это история моей семьи. И очень горько, что сейчас их снова пытаются стереть из памяти. О них запрещали помнить при советской власти и сейчас опять они предатели: ведь они воевали на стороне Российской империи. Но что им было делать, когда на их страну напали? С этим-то никто пока не спорит? Они встали на защиту своей земли, честно выполняя свой солдатский долг. Потом не стало страны, в которой они жили, об их подвигах было велено забыть, и мы забыли! Началась новая война, многие из них снова пошли на фронт. И даже теперь, когда прошло больше ста лет, мы снова их предаем!
© Н. А. Вус, 2017
Ссылка на эту статью:
Вус Н. А. Моё знакомство с прадедом / Н. А. Вус // История Змиевского края. – Змиев. – 10.11.2017. – URL : https://colovrat.at.ua/publ/8-1-0-348
Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):
Моё знакомство с прадедом // История Змиевского края. 10.11.2017. URL: https://colovrat.org/publ/8-1-0-348 (дата обращения: 25.11.2024).
Похожие статьи: