А. Н. Поляков
СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В ДРЕВНЕЙ РУСИ
§ 2. «Настоящий мужчина» и «настоящая женщина»
(отрывки из книги «Киевская Русь как цивилизация»: Поляков А. Н. Киевская Русь как цивилизация: монография / А. Н. Поляков, Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2010. – 484 с.)
В памяти народа Киевская Русь живёт как время великого про_
тивостояния со Степью, эпоха подвигов русских богатырей.
Там княжит Владимир Красное Солнышко, творятся пиры в
славном граде Киеве. Илья Муромец полонит Соловья разбойника.
Добрыня Никитич сражается с лютым Змеем Горынычем. Василий
Буслаев бросает вызов Господину Великому Новгороду. Герои рус_
ского эпоса — почти сплошь мужчины. Нельзя сказать, что в устном
народном творчестве вовсе нет женщин. Есть. Но они находятся на
втором плане. Таких выдающихся личностей как Илья Муромец или
Стр. 337
Добрыня среди них не найти. Точно такая же картина и в древнерус_
ской литературе — летописях, житиях святых, хождениях, воинских
повестях и т.п. Везде мужчина — герой русской истории. Это факт,
который невозможно опровергнуть или игнорировать, факт, с кото_
рым необходимо считаться, а главное — понимать. Какой он — муж_
чина древнерусской цивилизации, что значит для древнего русича
быть настоящим мужчиной?
Первое, что бросается в глаза — на Руси не было просто «муж_
чин». Лицо мужа определял род, к которому он принадлежал. На стра_
ницах летописей и других литературных произведений того времени
мы встречаем князей, бояр, нарочитых мужей, смердов, волхвов, по_
пов — и никогда мужчин вообще. В былинах в первую очередь осве_
домляются о «роде_племени» незнакомца (или незнакомки). Алёша
Попович, освободив из плена девушку, спрашивает у неё: «Какого ты
роду_племени? Царского аль боярского? Княженецкого аль купецкого?
Аль последнего роду — крестьянского?»42 . Князь Владимир при пер_
вой встрече с Ильёй Муромцем задаёт ему вопрос: «Ты скажи_тко,
ты откулешной, дородний добрый молодец, тобе как_то молодца да
именем зовут, звеличают удалаго по отечеству?»43 Михайло Доро_
дович, зайдя в шатёр к незнакомцу, спрашивает: « Ты удалой дород_
ний доброй молодец! Ты которого отца, которой матери?»44 . Автор
«Сказания о молодце и девице» (XVII в.) знакомит читателя с геро_
ем произведения следующим образом: «Бысть некий юноша, сын бо_
ярский, княжей племянник, велика роду, дивен удалец»45 .
В «Слове о полку Игореве» род героя раскрывает его подлинную
сущность. Полная родовая характеристика даётся уже в названии про_
изведения: «Слово о плъку Игореве, Игоря, сына Святъславля, внука
Ольгова». О деде Игоря Олеге Святославиче в поэме помещён целый
рассказ. Указанием на предков характеризуются: Боян — он внук Ве_
леса; русские князья — они внуки Дажьбога, они же внуки Всеслава и
Ярослава; ветры — Стрибожьи внуки. Владимир Мономах представ_
ляется в своём «Поучении»: «Азъ худый дедомъ своимъ Ярославомъ, бла_
гословленымъ, славнымъ, нареченый въ крещении Василий, русьскымь
именемь Володимиръ»46 . Можно вспомнить и летописный рассказ, уже
упоминавшийся выше. Под 1094 годом в летописи говорится о том,
как люди, чтобы поведать о себе, сообщали о роде своём и из какого
они города или села47 .. Перед нами не отдельные факты, а традиция,
жившая в X – XIII веках и ещё не утратившая силу в XVII столетии.
Известная русская поговорка «встречают по одёжке…» имела
вполне конкретный смысл. «Одёжка» давала первые представления__
Стр. 338
о том, кто пришёл в гости или на пир, или встретился в пути. «Архе_
ологические находки и синхронные изобразительные источники —
пишет О. В. Кузьмина, — позволяют предположить, что костюм муж_
чины отражал, прежде всего, профессионально_имущественные ха_
рактеристики человека и в меньшей степени зависел от возраста»48 .
Отличительным признаком скоморохов был синий кафтан. «Золо_
тые пояса» являлись принадлежностью князей и «великих» бояр.
Наборный кожаный пояс с литыми бляшками из бронзы, серебра,
золота считался едва ли не главным знаком воинского достоинства.
Показателем принадлежности к определенной социальной группе, по
всей видимости, была и шапка. На некоторых миниатюрах, отмечает
О. В. Кузьмина, княжата одеты в маленькие княжеские шапочки, а
новгородцы — в шапки с косым отворотом. Широкополые шляпы
были отличительным признаком костюма языческого жреца49 . Сле_
довательно, вопрос о «настоящем мужчине» необходимо разбить на
несколько более мелких вопросов: «настоящий князь», «настоящий
боярин», «настоящий нарочитый муж», «настоящий смерд».
В основном в древнерусской литературе присутствуют два иде_
альных образа: светский (по сути языческий) и церковный. Наибо_
лее разработанным оказался княжеский образ. Его подробно описал
Д. С. Лихачёв50 .. По словам исследователя, князь в летописи всегда
официален, все время обращен к зрителю, постоянно представлен
только в наиболее значительных поступках. Характеристика князя,
если она дается отдельно, состоит обычно из перечисления его дос_
тоинств, внешних примет и, реже, недостатков.
Образец подобных перечислений очень хорошо представлен в
одной из повестей второй половины XIII – начала XIV века. Неизве_
стный автор, вспоминая рязанских князей времен независимости
Руси, пишет: «Сии бо государи рода Владимера Святославича — срод_
ника Борису и Глебу, внучата великаго князя Святослава Олговича
Черниговьского. Бяше родом христолюбивый, благолюбивыи, лицеем
красны, очима светлы, взором грозны, паче меры храбры, сердцем лег_
кы, к бояром ласковы, к приеждим приветливы, к церквам прилежны,
на пированье тщывы, до осподарьских потех охочи, ратному делу вел_
ми искусны, к братье своей и ко их посолником величавы. Мужествен
ум имеяше, в правде_истине пребываете, чистоту душевную и теле_
сную без порока соблюдаста. Святого корени отрасли, и богом насаж_
денаго сада цветы прекрасный. Воспитани быша в благочестии со вся_
цем наказании духовней. От самых пелен бога возлюбили. О церквах
божиих велми печашеся, пустошных бесед не творяще, срамных чело_
Стр. 339
век отвращашеся, а со благыми всегда беседоваша, божественых пи_
саниих всегода во умилении послушаше. Ратным во бранех страшенна
ивляшеся, многия враги, востающи на них, побежаша, и во всех стра_
нах славна имя имяща. Ко греческим царем велику любовь имуща, и
дары у них многи взимаша. А по браце целомудрено живяста, смотря_
ющи своего спасения. В чистой совести, и крепости, и разума предер_
жа земное царство и к небесному приближался. Плоти угодие не тво_
ряще, соблюдающи тело свое по браце греху непричасна. Государьский
сандержа, а посту и молитве прилежаста; и кресты на раме своем
носяща. И честь, и славу от всего мира приимаста, а святыа дни свя_
того поста честно храняста, а по вся святыа посты причащастася
святых пречистых бесмертных тайн. И многи труды и победы по пра_
вой вере показаста. А с погаными половцы часто бьяшася за святыа
церкви и православную веру. А отчину свою от супостат велми без
лености храняща. А милостину неоскудно даяше, и ласкою своею мно_
гих от неверных царей, детей их и братью к себе приимаста, и на веру
истинную обращаете»51 ..
В этой монументальной характеристике, отмечает Д. С. Лихачёв,
рязанские князья обрисованы такими, какими они должны быть.
Князь красен лицом, грозен и светел очами. Его облик прост и значи_
телен52 . Идеальный образ состоит из ролевых качеств, необходимых
для выполнения княжеского долга (то, что князь должен делать как
правитель), и личностных — свойств, которыми он должен обладать
как человек. В повести механически соединены церковные и светс_
кие (языческие) достоинства, которые порой противоположны друг
другу и совмещаться на практике никак не могут: рязанские князья и
«на пировании тщивы» — и в посте прилежны; грозны — и приветли_
вы; до господарских потех «охочи» — и «срамных человек» отвраща_
ются, «пустошных» бесед не творят.
Церковь хотела бы видеть князей образцом христианской добро_
детели. Часто в источниках они такими и предстают, и только слу_
чайно до нас доходят сведения о том, что это было не совсем или не
всегда так. Роль князя предполагает, по мнению духовенства, заботу
о христианских храмах (о церквах божиих велми печашеся), борьбу
за распространение христианского вероучения (часто бьяшася за
святыа церкви и православную веру) и, что любопытно, союзничес_
кие отношения с Византийской империей (ко греческим царем вели_
ку любовь имуща). Как образец христианского благочестия князь дол_
жен сам истово верить в Бога (от самых пелен бога возлюбили), праз_
дно время не проводить (пустошных бесед не творяще), с отвраще___
Стр. 340
нием относиться к плотским желаниям (плоти угодие не творяще,
соблюдающи тело свое по браце греху непричасна), исполнять цер_
ковные таинства (причащастася святых пречистых бесмертных
тайн), соблюдать посты (святыа дни святого поста честно храняс_
та), носить крестик (кресты на раме своем носяща), избегать обще_
ния с язычниками (срамных человек отвращашеся, а со благыми все_
гда беседоваша). Князь в таком виде больше похож на монаха или в
лучшем случае патриарха, чем на представителя светской власти.
Если бы данный идеал и в самом деле воплотился в жизнь — вряд ли
сейчас я писал бы на русском языке.
Общество, прежде всего лучшие мужи (бояре, гриди, огнищане),
видело идеал князя совсем иначе. По мнению бояр и нарочитых му_
жей, роль князя предполагает внимательное отношение к дружине
(к бояром ласковы), щедрость по отношению к ней (на пированье
тщывы), готовность к развлечениям вместе с ней (до осподарьских
потех охочи), приветливое, можно сказать дипломатическое, отно_
шение к послам и приезжим (к приеждим приветливы). Почему? —
объясняет Владимир Мономах — «ти бо мимоходячи прославять че_
ловека по всем землям любо добрым, любо злымъ»53 . Князь должен быть
хорошим полководцем (ратному делу велми искусны) и справедли_
вым судьёй (в правде_истине пребываете). Его постоянная забота —
оборона Русской земли от врагов (а отчину свою от супостат велми
без лености храняща). Как личность князь должен быть грозен и ве_
личав (взором грозны), мудр (мужествен ум имеяше), храбр (паче
меры храбры) и красив (лицеем красны, очима светлы). Владимир
Мономах дополняет этот образ такими качествами как сила, ловкость
и стойкость. Перечисляя свои подвиги, князь рассказывает о том, как
своими руками ловил и связывал диких коней, боролся с медведем,
вепрем и лосем, много раз находясь на волоске от смерти54 . По его
словам, он не хотел тем самым восхвалять себя и свою смелость. Но,
упомянув именно эти подвиги, хотел он или нет, свою силу, ловкость,
стойкость, и храбрость он показал. Косвенно это свидетельствует о
том, что общество эти качества в князьях ценило. Такими же они пред_
стают и в «Слове о полку Игореве», что особенно важно, ибо поэма
была создана в кругах близких князьям по социальному положению
и по мировоззрению. Герои произведения проявляют силу (Всево_
лод Святославич во время боя), мужество (он же), братолюбие
(«Игорь плъкы заворачаетъ: жаль бо ему мила брата Всеволода».).
Автор называет их храбрыми (Мстислав, Игорь, Всеволод, их дед
Олег и др.), богатыми, сильными и многовоями (Ярослав Всеволо___
Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):
СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ § 2. «Настоящий мужчина» и «настоящая женщина» // История Змиевского края. 24.04.2011. URL: https://colovrat.org/publ/2-1-0-121 (дата обращения: 22.12.2024).
Похожие статьи: