Социально-половые вопросы в Древней Руси. К истории вопроса



Publ ID: 1303230058-118

СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ.

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

____________________________

А. Н. Поляков

Тема взаимоотношения полов в Древней Руси — относительно новая. Историки не обращались к ней вплоть до 90х годов XX века. Освещались лишь некоторые аспекты этой проблемы. Главным образом речь шла о видах брака, формах семьи и семейных отношениях. Причём семья рассматривалась, прежде всего, как социальный институт, выполняющий определённые функции. Такие вопросы семейной жизни как сексуальные связи между мужем и женой даже не ставились.

В начале XIX века появились работы о свадебных обрядах. Первые исследователи (Н. Цертелев, И. Платонов, М. Морошкин) пришли к выводу, что жены русских князей были рабынями или, по крайней мере, прислужницами мужей. Большой летописный материал о семейных отношениях собрал М. П. Погодин. Как и первые исследователи, он касался частных отношений в княжеской среде. Погодин рассмотрел порядок заключения браков, свадебные пиры, родины, братчины, рас порядок дня, положение княгинь, погребение, пищу, питьё, одежду, жилища, военное дело и другие вопросы1. Он отмечал, что князья вступали в брак очень рано по желанию родителей. Собственный выбор молодожёнов был возможен только тогда, когда родителей не было в живых. М. П. Погодин полагал, что женщины были привержены к церкви больше мужей. Он ссылался на факты пострижения в монастырь Янки и Евпраксии — дочерей Всеволода Ярославича, а также жены Давида Ростиславича Смоленского и некоторые другие случаи2. И. Д. Беляев стремился доказать самостоятельность материально-правового статуса женщины в древнерусской семье.

Заметным явлением в историографии вопроса стал труд В. Я. Шульгина о женщинах допетровской эпохи. В своём труде он выделял три основных периода: языческий, домонгольский (после принятия христианства) и XIV – XVII вв. Первый из них определялся им как период, когда «все сферы жизни открыты женщине», второй — постепенным «исключением женщины из мужского общества», третий — развитием затворничества в северо-восточной России3. Пётр Первый, по его мнению, вернул женщине её место, права и значение в обществе, дав свободу в новых формах, очищенных от прежних полудиких проявлений4.

К числу первых специальных исследований по женскому вопросу относится книга учителя одной из гимназий Санкт-Петербурга 

А. В. Добрякова — «Русская женщина в домонгольский период», вы шедшая в 1864 году. Опираясь на древнерусские и другие древние славянские источники, Добряков рассмотрел положение женщин в семье и обществе в зависимости от их социального статуса. Он обращал внимание на имущественные и личные права женщин, их жизнь в семье, взаимоотношения с родственниками, различия между правами и положением «язычницы» и «христианки»5. В языческое время, писал А. В. Добряков, отношения между мужчиной и женщиной носили чувственный характер. Браки заключались путём умыкания, по обоюдному согласию и без длинных церемоний. Обычным явлением было многожёнство. Каждый мужчина мог иметь по две и по три жены. Жить с одной женой считалось позором. Разводы совершались нередко, муж легко оставлял одну жену и брал другую, а жена могла свободно бросить мужа6. После принятия христианства прежние обычаи брака изменились не сильно. Жена оставалась равной мужчине и юридически самостоятельной. Она могла иметь даже свою собственную казну. Древнерусская женщина представляется Добрякову нежной сестрой, преданной супругой и уважаемой матерью. Она обладает великой нравственной силой, которая даёт ей господство в семье и превращает её в центр, вокруг которого вращается вся семей ная жизнь7.

И. Е. Забелин описывал отношение к женщине церкви, порядок организации пира, беседы, значение «породы» в частных отношениях8. По его мнению, на Руси никто не имел значения как самостоятельной личности. Каждый определялся не своими правами и достоинствами, а правами своей отчины9. Женщина в умах книжных мудрецов, отмечал он, была олицетворением греха и пагубного соблазна10. Церковь делила жён на «добрых» и «злых» в зависимости от степени соответствия христианскому идеалу.

С. С. Шашков, изучая историю русской женщины с древнейших времён до второй половины XIX века (положение женщины в семье, её борьбу за свои интересы и т. п.), одним из первых обратил внимание на место половых отношений и распространение проституции в русском обществе11. По его мнению, Россия была (и остаётся в его время) одной из самых развращённых стран в мире. Блуд и прелюбодеяние в невероятных размерах пронизывали общество снизу доверху. «Запрос на разврат, — пишет он, — … был страшный. Женщину покупали или брали силой; женским телом торговали отцы и мужья, помещики и служилые люди…»12. Русские женщины всегда были «очень склонны полюбиться с кем-нибудь на стороне»13.

Е. И. Якушкин, рассматривая обычное право восточных славян, отмечал, что древний языческий обычай был очень силён. Свобода половых отношений, характерная для него, долго не считалась развратом и после крещения Руси, и женщины, отдававшиеся свободно всякому, пользовались особым уважением14. Долгое время после принятия христианства, писал он, формы брака оставались чисто языческими. Якушкин опирался на «Правила митрополита Иоанна» (XI в.), обличения митрополита Максима (1283–1305 гг.), послания митрополита Ионы (1456 г.) и грамоту патриарха Филарета сибирскому архиепископу Киприану (1622 г.). Кроме того, он подробно описал брачные обряды, затронул такие вопросы, как юридическое значение свадьбы, сохранение языческих игрищ в его время, проблемы усыновления и другие.

Н. М. Гальковский в своей знаменитой книге, посвящённой борьбе христианства с остатками язычества на Руси, рассмотрел вопрос об особенностях языческого брака. Формами заключения брака язычниками он считал «привод», «умычку», «наложничество» и «случайную связь». Государство, писал он, после принятия христианства пол ностью отдало брачные вопросы на откуп церкви и почти не вмешивалось в эти дела15.

Советские исследователи социально-половым вопросам практически не уделяли внимания. Писали о формах древнерусской семьи. Б. Д. Греков, О. М. Рапов, Я. Н. Щапов и М. Б. Свердлов доказывали, что в древней Руси преобладала малая семья, а большая постепенно отмирала. М. О. Косвен считал наоборот, что на Руси долгое время преобладали большие семьи и семейные общины. Частично его точку зрения поддержал И. Я. Фроянов. Единственное исследование, посвящённое частной жизни человека Древней Руси XI–XIII вв., принадлежит Б. А. Романову. Он рассмотрел брачные обряды и раз вод, семейный быт и различные житейские ситуации людей, принад лежавших к разным социальным слоям16. Б. А. Романов подчёркивал, что языческое многожёнство сохранялось в XII веке даже в среде господствующего класса, т. е. князей и бояр, что подтверждается, по его мнению, «Церковным уставом» Всеволода17. В конце советской эпохи вышел труд Н. Л. Пушкарёвой, посвящённый истории женщин. В рамках данного исследования также были затронуты вопросы заключения брака, развода, многожёнства, степени женской свободы18. Н. Л. Пушкарёва пришла к выводу, что «прекрасная половина» на Руси занимала высокое положение: женщины высших сословий принимали участие в политических делах, владели собственностью, занимались благотворительностью, организовывали школы, участвовали в пирах.

После распада Советского Союза социально-половая тематика становится предметом специальных исследований главным образом в рамках так называемого гендерного подхода. В 90-е годы XX века и в начале XXI-го выходят в свет сборники работ по истории секса и эротики в русской культуре, издаются источники по данной тематике, появляются монографии19.

Одним из первых к истории сексуальности в русском обществе обратился И. С. Кон. В 1991 году вышла его статья в журнале «Сто лица», которая, наряду с некоторыми другими публикациями, открыла новый этап в изучении социальнополовых отношений20. В последующие годы он продолжил свои исследования, посвящённые данной тематике, и сейчас является одним из лидеров в области изучения сексуальной культуры в России. В ответ на мнение, что на святой Руси ни секса, ни эротики никогда не было, И. С. Кон замечает: «Мы плохо знаем русскую сексуально-эротическую культуру отдалённых эпох не потому, что её не было, а потому, что царская, а вслед за ней советская цензура не позволяли публиковать соответствующие источники и исследования, вынуждая учёных делать это тайно и только за рубежом»21. Характерной чертой русской культуры он считает глубокое противоречие между высочайшей духовностью и полной бестелесностью «сверху» и грубой натуралистичностью «снизу», на уровне повседневной жизни22. Для понимания эротической культуры любого народа, пишет И. С. Кон, важно учитывать не толь ко отношение к сексуальности, но и явление, которое Михаил Бах тин назвал «телесным каноном» — символическое представление тела и наготы23. Официальная христианская мораль везде — и на Западе, и в России — была аскетической и антисексуальной. Единственным оправданием половой жизни считалось продолжение рода в рамках церковного брака, но и здесь она подвергалась тщательной регламентации (запрещение сношений по постам и многочисленным церковным праздникам, запрет наготы, любой эротической техники и т. п.). Однако рядом с церковным аскетизмом в западном феодальном обществе вполне легально существовала карнавальная культура. Аске за и карнавал, отмечает И. С. Кон, не только противоположности, символизирующие соответственно духовный «верх» и телесный «низ», но и чередующиеся элементы определённого цикла по принципу «всему своё время». Повседневный быт средневекового чело века представлял собой своеобразную смесь этих двух миров. В России отношение к сексуальности было таким же противоречивым, как и в Западной Европе. Но «телесный канон» отличался довольно сильно. Русская иконопись была строже и аскетичнее западного религиозного искусства. В западной церковной живописи эпохи Возрождения и даже позднего средневековья человеческое тело являет взору живую плоть. В русских иконах живёт только «лик», тело полностью закрыто или подчёркнуто измождено. Ничего похожего на рафаэлевских мадонн здесь нет. Строже контролировалась и смеховая культура. В западноевропейском карнавале не было разделения на исполнителей и зрителей, в нем все были активные участники. На Руси знатные лица сами не участвовали в плясках и играх скоморохов, относясь к ним просто как к смешному зрелищу. Однако ограничения эти касались в основном «официального» поведения. В глубинах народной культуры всегда существовали мощные пласты эротического воображения. Реальные, бытовые отношения сильно отличались от предписанных. Например, некоторых иностранцев шокировали русские бани, в которых мужчины и женщины мылись вместе. Смешанные купания в Неве отмечались даже в начале XIX века24.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Погодин М. П. Древняя русская история до монгольского ига. Т.2. С.500 – 653.
  2. Там же. С.504, 517.
  3. Шульгин В. Я. О состоянии женщины в России до Петра Великого. Киев, 1850. С.XXV –XXVII.
  4. Там же. С. XXVII.
  5. Пушкарёва Н. Л. Женщины Древней Руси. М., 1989. С.177 – 187.
  6. Добряков А. В. Русская женщина в домонгольский период. СПб.,1864. С.14, 16, 17, 20.
  7. Там же. С.68, 78, 79, 80, 100.
  8. См.: Забелин И. Е. Женщина по понятиям старинных книжников: Книга о злонравныхженах, зело потребна, а женам досадна: (Старинная рукопись) // Забелин И. Е. Опыты изу чения русских древностей и истории: Исследования, описания и критические статьи: В 2 ч. М.; Киев, 1872.
  9. Забелин И. Е. Женщина по понятиям старинных книжников: Книга о злонравных женах,зело потребна, а женам досадна: (Старинная рукопись) // «А се грехи злые, смертные…»: Русская семейная и сексуальная культура глазами историков, этнографов, литераторов, фольклористов, правоведов и богословов XIX – начала XX века. В 3 кн. М., 2004. Кн.1. С.256.
  10. Там же. С.261.
  11. Шашков С. С. История русской женщины. СПб., 1879. С.161 – 179.
  12. Там же. С.169.
  13. Там же. С.170.
  14. См.: Якушкин Е. И. Обычное право: Материалы для библиографии обычного права: в 2вып. Ярославль, 1875 – 1896. Цит. по кн.: Якушкин Е. И. Обычное право // «А се грехи злые, смертные…»: Русская семейная и сексуальная культура глазами историков, этногра фов, литераторов, фольклористов, правоведов и богословов XIX – начала XX века. Т.1. С.296.
  15. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков,1916. Т.1. С.142 – 144.
  16. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: Историкобытовые очерки XI – XIII вв. М.;Л., 1966.
  17. Там же. С.201.
  18. Пушкарёва. Н. Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.
  19. Русский эротический фольклор / сост. и научн. ред. А. Л. Топоркова. М., 1995.; Секс иэротика в русской традиционной культуре / сост. А. Л. Топорков. М., 1996.; «А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X – первая половина XIX в.) / отв. ред. Н. Л. Пушкарёва. М., 1999.; «А се грехи злые, смертные…»: Рус ская семейная и сексуальная культура глазами историков, этнографов, литераторов, фольк лористов, правоведов и богословов XIX – начала XX века: В 3 кн. / Изд. подгот. Н. Л. Пуш карёва, Л. В. Бессмертных. М., 2004.; Кабакова Г. И. Антропология женского тела в славян ской традиции. М., 2002. и др.
  20. Кон И. С. О русском сексе // Столица. 1991. №11 – 12. С.111 – 119, 122 –124.
  21. Кон И. С. Русский эрос: постоянство и изменение // «А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X – первая половина XIX в.). М., 1999. С.747.
  22. Там же. С.761.
  23. Кон И. С. Исторические судьбы русского эроса // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996. С.13.
  24. Кон И. С. Вкус запретного плода: сексология для всех // Сексология. Персональный сайт И. С. Кона. [М.], 1997. Режим доступа: http://www.neuro.net.ru/sexology/book4.html

 

Источник:

Поляков А Н. Киевская Русь как цивилизация: монография / А. Н. Поляков; Оренбургский государственный университет. – 2-е изд., испр. и доп. – Оренбург: Университет, 2016.

Ссылка на эту статью:

Поляков А Н. Социально-половые вопросы в Древней Руси. К истории вопроса / А. Н. Поляков // История Змиевского края. – 19.04.2011. – URL: https://colovrat.at.ua/publ/2-1-0-119

Продолжение здесь

Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):

Социально-половые вопросы в Древней Руси. К истории вопроса // История Змиевского края. 19.04.2011. URL: https://colovrat.org/publ/2-1-0-118 (дата обращения: 22.12.2024).

Похожие статьи:


Рубрика: История славянcких народов | Дата публикации: 19.04.2011 | Просмотров: 5260 | Ключевые слова: секс

День в истории