УДК 908(477.54-2)
ББК Т3(4УКР-4ХАР-2)
ВОСПОМИНАНИЯ ЛЕОНИДА ВАСИЛЬЕВИЧА АЛЕКСЕЕВА О БОЯХ ЗА ЗМИЕВ ЛЕТОМ 1919 ГОДА
С рассвета 21-го опять началась канонада. Мы встали очень рано и пошли к Рожанским – от них хорошо видно Задонецкие хутора, где по нашим соображениям, должен был идти бой, или они уже заняты казаками. С их обрыва было видно, что стреляли большевики с горы от кладбищенской змиевской церкви (из орудий). Снаряды летели с жужжанием и свистом и разрывались где-то на лугу между нами и бором. Нас удивило, что стреляют уже не от Бублия и Провалья, а из Змиева на луг, а на позициях у Бублия – всё тихо. Сначала стреляли только красные, но вот из Задонецких хуторов загремели пушки казаков. Их снаряды падали на окраины Змиева, около кладбищенской церкви. Но вот всё стихло (к 11 часам утра).
В это время пришёл Бабич и сообщил потрясающую новость: в два часа ночи на шляху появились добровольцы, рассеяли там большевиков, отняв у них три пулемёта. А мы ничего не знали! (Мы слышали ночью как раз эти выстрелы.) Белые наступали до самого Змиева, (...) Вот было неожиданно! Мы думали, что теперь только и начнется настоящий бой, а он уже кончается! Казаки заняли город Змиев до Замостья.
Но вот в два часа дня мы услышали отчаянную пальбу со стороны Змиева. Почти невозможно было различить отдельных выстрелов – оказалось, что казаки, утомлённые непрерывным боем, расположились на отдых около собора, а в это время красные перешли Замостье и напали на казаков, отняв у них два пулемета...
В 4 часа дня прибежала из Змиева баба, говоря, что город снова занят красными, что они кричат ура и празднуют победу. Можно себе представить, в каком мы были отчаянии! Но вот снова началась пальба из орудий, где-то далеко в районе вокзала. Она быстро стала отдаляться. От сердца немного отлегло!
Вечером мы пошли собрать самые свежие сведения (Лёва, Аня, я и Миша – Михаил Иванович Горожанкин, сын ботаника – 1879–1946), прошли хутора и спустились с горы, наткнулись на три трупа красноармейцев с совершенно разбитыми шрапнелью черепами. Здесь же валялась лошадь. На вершине горы стояли неподвижно два всадника. Мы повернули было домой, как вдруг услыхали рожок в Задонецких хуторах, а затем пение хором. Мы взошли на холм к Бублию и стали спускаться, осматривая позиции юнкеров. На земле валялись пули, обоймы, шапки и разные другие вещи. Из Задонецких хуторов показались какие-то всадники, а затем целый отряд, идущий с пеньем через мост. Когда они поравнялись с нами, двое отделились и, держа ружья наперевес, крикнули, чтобы мы слезли. Миша сошёл вниз. Его расспросили сначала очень грубо – кто мы, зачем мы здесь, откуда мы. Миша ответил, что пришли их встречать. – А кого? – Наших освободителей!
Они сделались очень любезны, поблагодарили за встречу и уехали. Мы долго стояли и смотрели, как проходили войска отряд за отрядом. Таким образом, мы присутствовали при вступлении добровольцев в Змиев. На сердце было так радостно!..
© Л. В. Алексеев
Подготовил Ю. А. Коловрат-Бутенко,
Змиев, 15 февраля 2014 года
Ссылка на эту статью:
Воспоминания Леонида Васильевича Алексеева о боях за Змиев летом 1919 года / Л. В. Алексеев; подг. Ю. А. Коловрат-Бутенко // История Змиевского края. – Змиев. – 11.08.2019. – URL: https://colovrat.at.ua/publ/1-1-0-381
Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):
Воспоминания Леонида Васильевича Алексеева о боях за Змиев летом 1919 года // История Змиевского края. 11.08.2019. URL: https://colovrat.org/publ/1-1-0-381 (дата обращения: 22.01.2025).
Похожие статьи: