ЯЗЫЧЕСТВО ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VIII–XI вв. (С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ МАТЕРИАЛОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК НА ЗМИЕВЩИНЕ)
Часть 3. Сакральные захоронения и остатки закладных жертв на Змиевщине
____________________
© Ю. А. Коловрат
(OrcidID: 0000-0002-3294-3308, ResearcherID: G-9509-2016)
На территории Змиевщины исследован ряд сакральных памятников. Это ритуальные погребения животных на пеньковских поселениях в Занках, Сухой Гомольше, Нижнем Бишкине.
Первая подгруппа сакральных комплексов включает в себя погребения собак. На селище Сухая Гомольша костяк собаки в анатомическом порядке залегал вдоль стенки ямы № 5. сама яма была круглой в плане, имела диаметр
На поселении Нижний Бишкин I в восточной части ямы № 5 был сделан подбой, в который на половину длины был положен костяк собаки мордой к стене. Яма отличалась округлой в плане формой, диаметром
Собака занимала важнейшее место у земледельческих народов индоевропейской семьи: кельтов, германцев, лесостепных скифов. Она сопровождала человека на охоте, охраняла посевы от вытаптывания дикими животными, охраняла домашнюю скотину. По Гомеру, собака бесстыдна, однако она – священное животное Бога врачевания Асклепия. У кельтов собака – животное Богов, спутник Бога-целителя Ноденса [3]. Аналогичные сакральные погребения собак встречаются также у населения салтово-маяцкой культуры, где собака сопровождает покойника в загробный мир.
Вторую подгруппу сакральных памятников составляют ритуальные погребения черепах. На селище Нижний Бишкин I, в западной части ямы № 2 на материковом уступе высотой
В северо-восточной части подбоя лежали кости собаки вне анатомического порядка. Панцирь черепахи располагался на уступе высотой
Черепаха – символ воды, луны, женского начала, времени, бессмертия [5]. По представлениям древних индийцев черепаха находится в основе мироздания: она держит трёх слонов, на которых покоится земная твердь.
Размещение целых черепах или их панцирей в погребальных сооружениях является характерным для сарматских племён от Поднепровья до Поволжья. Это заставляет предположить, что на территории Змиевщины обычай погребения черепах или их панцирей связан с присутствием иранцев. Этот обычай прослеживается и у носителей салтово-маяцкой культуры, например, на могильнике Красная Горка (Балаклейский район) [6].
К следующей подгруппе сакральных памятников относятся погребения частей коня. На многослойном селище Занки, где имеются позднезарубинецкие и пеньковские комплексы, в яме № 101 найдены слегка обгоревшие кости конечностей и череп лошади [7].
Ритуальное жертвоприношение коня зафиксировано у многих индоевропейских народов. Например, римский обряд октябрьского коня (equus octōber), индийская ашвамедха(açvamedha) и др. Конь в мифопоэтических представлениях индоевропейцев связывался с Мировым древом. В скандинавской мифологии Мировое древо называется Иггдрасиль «конь Игга» (Игг – прозвище Бога Одина). В древней Индии Мировое древо называется Ашваттха «лошадиная стоянка» [8]. Однако в наибольшей степени конь связывался с небесными и солнечными Божествами. Божественные близнецы, чей культ является общеиндоевропейским, в индийской мифологии носят название Ащвины «всадники».
К ритуалу жертвоприношения следует отнести, по-видимому, найденные в жилище № 3 на поселении Сухая Гомольша кости коровы, зарытые под одну из опор [9]. Это погребение может отражать ритуал закладной жертвы, когда для прочности (благополучия, долговечности) новооснованного строения под стены его закапывают принесённое в жертву Богам животное.
Подводя итог описанию сакральных погребений животных, отметим следующее. Все три подгруппы захоронений связаны, и это на наш взгляд очевидно, с тремя уровнями мироздания. Первый уровень – верхний мир Богов, Небеса. Второй уровень – срединный мир людей, животных, растений. Третий уровень – хтонический, связанный с подземным и подводным мирами. Такое представление о мироздании характерно для всех индоевропейских народов, в т. ч. для иранцев и славян.
Поскольку конь в мифопоэтической символике индоевропейцев связан с солярными культами [10], то ритуальные погребения коней следует интерпретировать, очевидно, как жертвоприношения небесному Богу Сварогу – Отцу Богов.
Погребения собаки являются жертвами, предназначенными, по нашему мнению, Богу Ярилу. В двоеверческих представлениях образ Ярила был перекрыт христианским Святым Юрием, которого по народным поверьям сопровождали хо́рты (хортъ – славянское слово, обозначающее как собаку, так и волка).
Жертвоприношения черепах следует считать предназначенными для кого-то из хтонических Божеств – Даны, Мокоши, Велеса.
Необходимо отметить, что погребения лошадиных и собачьих черепов и костей ног обнаруживаются в местах расположения праславянских святилищ. Например, захоронения, подобные нижнебишкинским, были обнаружены на поселении Пожарная Балка, на берегу Ворсклы в районе Полтавы, которое датируется VI–VII вв. до н.э. [11].
ПРИМЕЧАНИЯ
- Любичев М. В. Об одной группе сакральных памятников поселений верхнего течения Северского Донца раннего средневековья // Вісник харківського університету. – 2001. – № 526: Історія. – Вип. 33. – С. 4.
- Там же. – С. 4 – 5.
- Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. – С. 206 – 207.
- Любичев М. В. Об одной группе сакральных памятников поселений верхнего течения Северского Донца раннего средневековья // Вісник харківського університету. – 2001. – № 526: Історія. – Вип. 33. – С. 6.
- Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. – С. 209.
- Любичев М. В. Об одной группе сакральных памятников поселений верхнего течения Северского Донца раннего средневековья // Вісник харківського університету. – 2001. – № 526: Історія. – Вип. 33. – С. 7.
- Там же. – С. 8.
- Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. – С. 192 – 193.
- Міхеєв В. К., Приходнюк О. М. Пеньківське поселення на Сіверському Дінці // Археологія. – 1986. – № 54. – С. 79.
- См.: Седов В. В. Восточные славяне в VI – XIII вв. – М.: Наука, 1982. – С. 267; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. – С. 190, 192.
- Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна: Пер. с англ. Ф. С. Капицы. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – С. 194.
Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):
Язычество восточных славян в VIII–XI вв. (С привлечением материалов археологических раскопок на Змиевщине) Часть 3 // История Змиевского края. 26.04.2009. URL: https://colovrat.org/publ/4-1-0-46 (дата обращения: 23.11.2024).
Похожие статьи: