Немцы предложили добровольно вступать в германские полки по месту ближайших их стоянок. На это генерал Скородумов ответил, что русские готовы драться только с коммунистами, а германские полки могут быть переброшены на другие фронты. Тем временем восставшие коммунисты в городе Шабанце напали на мирно проживавших там русских казаков, перебив, пять семейств. Тогда казаки под командой сотника Иконникова, раздобыв от сербов и немцев кое-какое оружие, сформировали явочным порядком две сотни и в штатском платье отбивались от набегов партизан. Наконец, 12 сентября 1941 года германское командование разрешило генералу Скородумову призвать всю военную эмиграцию в Сербии для формирования Русского Охранного Корпуса. Однако никакие условия формирования оговорены не были. Генерал Скородумов организовал всех способных к службе русских эмигрантов в возрасте от восемнадцати до пятидесяти пяти лет, но, едва он приступил к этой работе, как…был арестован немцами. В командование корпусом автоматически вступил другой русский генерал-лейтенант Борис Александрович Штейфон.
Причиной ареста генерала Скородумова было недоверие немцев к белым. Показательны в этом отношении слова Гитлера, сказанные им о подобных формированиях на одном из совещаний в июле 1943 года: «…Они видят не наши национальные цели, в перспективе они видят свои собственные цели. Каждый народ думает о себе и ни о чем другом. Все эти эмигранты и советчики хотят только подготовлять себе позиции на будущее время».
Итак, Гитлер понимал, что после победы над большевиками русские национальные интересы (а именно их всегда выражали белые) и интересы германии войдут в неразрешимое противоречие. Поэтому немцы ограничивали приток добровольцев в ими же созданный Русский Корпус. Германские власти разрешили пополнение корпуса только из стран Юга Европы. Даже из самой Германии русской эмиграции не было разрешено пополнять собою ряды корпуса. Говоря о дальнейшей судьбе Русского корпуса, отметим, что всю войну он оставался на Балканах, участвуя в боях против югославских партизан. Немцы, так и не отправили его на Восточный фронт. 12 мая 1945 года корпус перешел границу Австрии и, сдал оружие англичанам. Всего за годы войны через корпус прошло 17090 человек, основная масса которых была чинами Русского Обще-Воинского Союза. Многие сражавшиеся в Русском корпусе белые воины погибли в тяжелых боях 1944 года, в их числе генералы В.Э.Зборовский и Зинкевич.
Рис. 7. Генерал-майор Харжевский Владимир Григорьевич
Разумеется, некоторые чины РОВС-а попали и в другие вооруженные немцами русские формирования: казачьи, РОА и т.п. В отношении Русской Освободительной Армии (РОА) заметим, что гитлеровцы старались не допустить ее слияния с белой военной эмиграцией. Председатель РОВС-а генерал Архангельский писал по этому поводу: «Нас не только не допускают в РОА, но во многих случаях даже ограничивают наши возможности общения с ними…».
За необходимость слияния белого Русского корпуса с РОА высказывался начальник 2-го Отдела РОВС-а генерал-майор А.А.фон Лампе. Он, в частности, отмечал, что в рядах корпуса совершенно напрасно погибли в качестве рядовых русские офицеры, заменить которых просто некем. В рядах же Русской Освободительной Армии офицеров было мало. Естественно, напрашивалось решение – слить оба русских формирования, для чего, прежде всего, вывести корпус из боя…Но именно на это не шло германское командование. В начале 1945 года размах мобилизации в германскую армию достиг невиданных пределов, и перед чинами РОВС-а, проживавшими в Берлине, возникла угроза попасть в ряды германского «фольксштурма». Вспоминая об этих днях, генерал фон Лампе писал: «Такое применение меня и находящихся под моим руководством русских военных организаций было для нас совершенно неприемлемо, и потому я дал сигнал всем, кто к моим решениям прислушивался, начать уход на юг и запад, что было трудно потому, что германское учреждение, ведавшее русскими организациями, категорически противилось тому, чтобы члены этих организаций город покидали».
Итак, для германской армии война заканчивалась, но она не заканчивалась для русской военной эмиграции, которая оставалась под своими, спасенными когда-то генералом Врангелем, знаменами Белой Борьбы…Вторая Мировая война нанесла серьезный удар по русскому Зарубежью. Прежние центры белой эмиграции (Югославия, Болгария, Чехословакия) после войны превратились в «страны социалистического лагеря». Особенно тяжелой для белой эмиграции была потеря Югославии, где находился Русский кадетский корпус и другие русские учебные заведения. Длительный послевоенный период истории РОВС-а характеризуется постепенным спадом его активности. Причины этого спада понятны: время не щадило тех, кого пощадили большевицкие пули в Гражданскую и Вторую Мировую войны. Средний возраст чинов РОВС-а увеличивался, а его ряды редели.
Рис. 8. Поручик Гранитов Владимир Владимирович
В 1957 году генерал Архангельский, учитывая свой возраст и состояние здоровья, передал пост председателя РОВС-а своему заместителю генералу фон Лампе. Последнего в этой должности сменил дроздовец, генерал-майор В.Г.Харжевский, остававшийся главой Союза до 1979 года. Кстати, Харжевский был последним из генералов, занимавших должность председателя РОВС-а. С 1979 года в Союзе председательствовали уже штаб - и обер-офицеры (см. Приложение 2). В 1983 году в Сан-Франциско скончался последний генерал Добровольческой Армии В.Н.Выгран… В РОВС-е остро обозначился кризис преемственности. Выше уже говорилось, что в период 1920-1941гг. белая военная эмиграция обращала самое серьезное внимание на вопрос подготовки своей смены. Тогда была создана целая сеть средних и низших военных школ для русской молодежи. Среди них можно назвать:
- Военно-училищные курсы в Париже;
- Русскую стрелковую дружину им.генерала Врангеля в Брюсселе;
- Военное училище в Цинанфу (Китай);
- Русское морское училище в Шанхае;
- Гардемаринские курсы в Париже;
- Стрелковые курсы полковника, князя И.И.Максутова в Белграде;
- Школу подхорунжих в Белище и Белом Монастыре (Югославия);
- Унтер-офицерские курсы в Ницце;
- Унтер-офицерскую школу при Лейб-Гвардии Казачьем дивизионе и другие.
Задачу подготовки кадров военной молодежи выполняли также разведческие (скаутские) организации и, конечно, Русский кадетский корпус. Увы, после 1945 года положение изменилось. И дело не только в том, что коммунизация Восточной Европы лишила белых уже обжитых ими мест, но и в том, что послевоенное укрепление сталинского режима почти не оставляло реальной надежды на возвращение. В результате русские эмигрантские организации почти полностью прекратили работу с подрастающим поколением, и РОВС все больше и больше стал превращаться в Союз ветеранов. В 1985 году один из деятелей Русского Обще-Воинского Союза, штабс-капитан В.Кускевич (председатель правления Общества галлиполийцев в США) писал: «…Нужно признать, что близятся сроки, когда никого из участников Белого Движения не останется в живых, и вопрос о замене уходящих встанет во всей его остроте. Единственным источником пополнения личного состава РОВС являются Русские Национальные Организации, в первую очередь, скаутов-разведчиков НОРР, ОРЮР, Витязей и при том их совершеннолетние члены. Контингент этот не так велик. Это, прежде всего руководители и те из разведчиков, кто по достижении совершеннолетия не порвал связи с организацией и не угасил в себе русского национального сознания».
Таким образом, к настоящему времени РОВС утратил свое военное значение. Но помимо этого чисто военного значения, РОВС явился носителем самой идеи непримиримости к коммунистической власти, хранителем «свечи, зажженной генералами Алексеевым и Корниловым в охватившем Россию мраке» в октябре 1917 года. В этом смысле значение РОВС-а с годами лишь возросло, ибо законный преемник Российской ИМПЕРАТОРСКОЙ Армии и всех Белых Армий, он является ныне единственной организацией, восходящей непосредственно от корней Белого Движения. После Второй Мировой войны идеологическая борьба стала для РОВС-а почти единственно возможной и самой действенной формой сопротивления советской власти. В связи с этими изменившимися формами борьбы многие чины РОВС-а сменили винтовку на перо, и перешли к борьбе идеологической. Героями РОВС-а на этом фронте стали: бессменный редактор журнала «Часовой», капитан Василий Васильевич Орехов и выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин, сделавшийся главным идеологом Русского Обще-Воинского Союза. Последний номер «Часового» (журнал основан в 1929 году с одобрения барона П.Н.Врангеля) вышел уже накануне крушения власти КПСС. Увы, его главному редактору не суждено было увидеть формального конца коммунистического режима, борьбе с которым
В.В.Орехов посвятил всю свою долгую жизнь… В марте 1990 года председатель Русского Обще-Воинского Союза поручик В.В.Гранитов, выражая мнение белой эмиграции, заявил: « Да не покажется кому-нибудь нереальным, а то и смешным, нам, не располагающим никакой реальной силой, ставить какие-то условия могущественной советской власти. Не следует недооценивать значения нашей белой эмиграции. Во-первых, эмиграция унесла с собой и сохранила за рубежом культуру и душу прежней России, то, что советская власть железом и кровью старались выкорчевать из народной памяти, и идеологическую и политическую непримиримость к коммунизму; во-вторых, для советской дипломатии, старавшейся убедить западный мир в демократизации советской системы, было бы большим козырем иметь возможность сказать, что даже такие убежденные их противники, как белые эмигранты, признали эволюцию их системы. Правильность вышеизложенного подтверждается средствами и усилиями, затрачиваемыми советской властью на телевизионные программы и прочую пропаганду, направленные на разложение эмиграции». В этом же заявлении председатель РОВС-а осудил тех эмигрантов, которые не побрезговали службой в советских учреждениях, и призвал белых воинов не допускать общения с ними.
Рис. 9. Штабс-капитан Вишневский Владимир Александрович
Нужно отметить, что российская эмиграция далеко не однородна и включает в себя различные элементы, вплоть до просоветских и русофобских. Последних особенно много среди представителей так называемой «третьей волны», состоящей в основном из выехавших из СССР евреев и высланных советскими властями диссидентов(из числа опасных). В Зарубежьи белые вступили в непримиримую борьбу с русофобами, которая долгие годы велась на страницах эмигрантской печати. «Часовой» неизменно выступал против эмигрантских самостийников и хулителей России, отстаивая честь и достоинство российской культуры, резко критикуя творения Михаила Шемякина, Эдуарда Лимонова и им подобных «творческих деятелей» эмиграции, специализирующихся на похабщине и порнографии. Говоря о национальной культуре, нельзя не упомянуть о еще одной стороне деятельности белой эмиграции. За долгие годы изгнания она проделала огромную работу по сбору и сохранению самых разнообразных материалов, относящихся к истории Российской ИМПЕРАТОРСКОЙ Армии, Флоту и Белого движения. Силами чинов воинских объединений в Зарубежьи было создано несколько военно-исторических музеев, некоторые из которых существуют до сих пор. Благодаря этой работе стало возможным сохранить для будущей России многие боевые и исторические реликвии.
Большая работа была проделана и в плане изучения военной истории России. Но главной заслугой Русского Обще-Воинского Союза стало то, что при всех трудностях он сумел выполнить свою главную задачу – донести Белую идею до того времени, когда в России появилось новое поколение, способное воспринять и воскресить эту идею. В конце 80-х годов в под советской России идеи Белого движения начинают находить отклик у части российской молодежи. В это время в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны возникают небольшие молодежные объединения, члены которых открыто, идентифицируют себя с Белым движением. Само возникновение подобных объединений в СССР после семидесяти лет тотального оболванивания и огромных затрат на разжигание «красного патриотизма» говорило о том, что понесенные белыми жертвы были не напрасны, и Русский Обще-Воинский Союз имеет в России своих потенциальных преемников. Тех, кто в 1920 году ушел из России с оружием в руках, уже единицы. Самым молодым из них около девяноста лет. Сегодня основной контингент РОВС-а – это те, кто надел русские погоны уже в Зарубежьи. В основном это члены Общества галлиполийцев, Союза дроздовцев, воинского объединения, действующего в Латинской Америке, и члены Союза чинов Русского корпуса, который в 1988 году вошел в РОВС в полном составе.
В настоящее время задача дать достойную и надежную смену этому поколению есть важнейшая и первоочередная для Русского Обще-Воинского Союза…Падение коммунистического режима в августе 1991 года белая эмиграция встретила с восторгом. Но радость эта была неполной, ибо крах наиболее консервативной коммунистической группировки еще не означал окончательного освобождения, а тем более возрождения России. Уже в сентябре 1991 года чины РОВС-а на состоявшемся в Буэнос-Айресе Съезде приняли обращение к офицерам и военнослужащим Вооруженных Сил России, в котором пророчески говорилось: «…Сегодня, когда объективные исторические процессы привели коммунизм и его человеконенавистническую систему к логическому концу, мы с тревогой следим за развитием событий у нас на родине. Нельзя не заметить, как с Запада нашей стране грозит теперь новый эксперимент, на этот раз «демократический». Демократия в ее нерусской редакции может принести нашей стране новые беды, из которых наиболее вероятными, но и наиболее губительными могут стать: новая братоубийственная война, распад страны на ее составные части и ликвидация Вооруженных Сил как стража национальных интересов Российского государства. Наша семидесятилетняя жизнь на чужбине научила нас не искать и не ожидать спасения ни от кого. На Западе искренних друзей у нас нет, ибо интересы зарубежных стран никак не совпадают с нашими национальными интересами. Наше спасение только и единственно в нас самих – в здоровых началах, заложенных в душу народа, а это – Вера отцов и героическое прошлое наших предков. А потому всем нам, и в первую очередь, тем, кто носит почетное звание офицеров и военнослужащих, необходимо стать на путь преображения, духовного возрождения на началах Православия и лучших традиций прошлого. Только в этом, и ни в чем другом, подлинный залог воскресения, воссоединения и восстановления Российского Государства».
В сентябре 1992 года председатель РОВС-а, поручик Владимир Владимирович Гранитов побывал в Санкт-Петербурге, где встретился с представителями внутри российского патриотического движения. Во время этой встречи был положительно решен вопрос о создании Отдела РОВС непосредственно в России. Что же касается непосредственных задач, то, по мнению председателя Союза, «прямой задачей РОВС-а в настоящее время является всемерная помощь процессу превращения советской армии в Российскую». С этой целью белая военная эмиграция определила несколько направлений своей работы. Одно из них – содействие кадетским корпусам, взявшим на себя труд воспитания российской молодежи в духе исторических традиций ИМПЕРАТОРСКОЙ армии. Второе направление – это помощь военным инвалидам России. В сентябре 1993 года поручик В.В.Гранитов вторично побывал в России с целью контроля за выполнением этой программы, в рамках которой, в частности, были закуплены сто инвалидных колясок, распределенные среди бывших военнослужащих, потерявших здоровье на службе…Что же касается идейных позиций РОВС, то и сегодня, по прошествии семидесяти лет, они остаются неизменными, будучи однажды определенными словами основателя и первого Вождя Русского Обще-Воинского Союза, генерал-лейтенанта, барона Петра Николаевича Врангеля: « С оставлением Армией родной земли борьба приняла новые формы. Эта борьба продолжается и поныне и будет продолжаться, пока не падет ненавистная русскому народу власть».
Председатели и Начальники
Русского Обще-Воинского Союза
1.Генерал-лейтенант барон Врангель Петр Николаевич 1924–1928
2.Генерал-от-инфантерии Кутепов Александр Павлович 1928–1930
3.Генерал-лейтенант Миллер Евгений Карлович 1930–1937
4.Генерал-лейтенант Абрамов Федор Федорович 1937–1938
5.Генерал-лейтенант Архангельский Алексей Петрович 1938–1957
6.Генерал-майор фон Лампе Алексей Александрович 1957–1967
7.Генерал-майор Харжевский Владимир Григорьевич 1967–1979
8.Капитан Осипов Михаил Петрович 1979-1983
9.Войсковой старшина Дьяков Владимир Иванович 1983–1984
10.Поручик Калиниченко Петр Алексеевич 1984–1986
11.Капитан Иванов Борис Михайлович 1986–1988
12.Сотник Иович Никита Иванович 1988 июнь–август
13.Поручик Гранитов Владимир Владимирович 1988–1999
14.Капитан Бутков Владимир Владимирович 1999–2000
15.Штабс-капитан Вишневский Владимир Александрович 2000 февраль-сентябрь
16.Капитан Иванов Игорь Борисович сентябрь 2000 – по настоящее время.
Синтаксис ссылки:
Иванов И. Б. Русский Обще-Воинский Союз. Часть 2 // История Змиевского края. Змиев. 31.07.2010. URL: https://colovrat.at.ua/publ/9-1-0-101
Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):
Русский Обще-Воинский Союз. Часть 2 // История Змиевского края. 31.07.2010. URL: https://colovrat.org/publ/9-1-0-101 (дата обращения: 22.01.2025).