РУССКИЙ ОБЩЕ-ВОИНСКИЙ СОЮЗ. ЧАСТЬ 1
_____________
© И. Б. Иванов
Председатель РОВС
В отличие от многих других, оказавшихся за границей белых формирований, Русская Армия под командованием генерал-лейтенанта, барона П.Н.Врангеля не прекратила на чужбине своего существования. Ее Главнокомандующий надеялся на возобновление вооруженной борьбы с большевиками и приложил все силы, чтобы сохранить Армию как боевую единицу.
Вот выдержки из приказов генерала Кутепова, обозначающих задачи Галлиполийского лагеря: «Вновь напоминаю, что мы являемся последним и единственным кадром Русской Армии, и мы должны напряженно и неустанно готовиться с честью выполнить свое назначение…».
«Каждая войсковая часть будет крепка лишь тогда, когда она дисциплинирована, воински воспитана и обучена. Только такая часть может противостоять всяким испытаниям и, явившись в Россию, действительно послужить надежным и примерным кадром при будущем развертывании Русской Армии…».
Однако благосклонное поначалу отношение французов к Русской Армии в марте 1921 года резко изменилось. Под давлением враждебных Армии кругов, под влиянием Англии и в виду тяжелого положения самой Франции, французское командование не только стало угрожать прекращением выдачи довольствия, но и официально заявило о том, что Русская Армия больше не существует. Все усилия для уничтожения Армии прилагали и большевики. Видя, что разложенческая пропаганда и призывы возвращаться в советскую Россию не дают должного эффекта, они решили убить самого генерала Врангеля…Осенью 1921 года итальянский пароход «Адрия» возвращался из СССР на Босфор. Внезапно он круто изменил свой курс и протаранил русскую яхту «Лукулл», где имел свою резиденцию в то время генерал Врангель, и прорезал как раз ту каюту, которую занимал обыкновенно Главнокомандующий. После этого пароход удалился, не оказав никакой помощи экипажу яхты. Лишь по счастливой случайности генерал Врангель и командир судна находились в это время на берегу…
Для сохранения Армии решено было перевезти ее на Балканы, куда ее после переговоров с представителями генерала Врангеля согласны были принять правительства Югославии и Болгарии. И к началу 1922 года Донской и Кубанский корпуса полностью, а 1-й Армейский за исключением полутора тысяч человек, временно оставшихся в Галлиполи, были перевезены в Сербию и Болгарию. Однако, средств на содержание Армии у русского командования не было, и становилось ясно, что долго сохранить ее в неизменном виде не удастся. Стараясь уберечь кадры Армии от неминуемого распыления, генерал Врангель решил основать воинскую организацию, которая объединила бы всех ее чинов в условиях перехода к самостоятельной гражданской жизни в изгнании.
Рис. 6. Генерал-майор фон Лампе Алексей Александрович
1 сентября 1924 года последовало распоряжение генерала Врангеля об образовании Русского Обще-Воинского Союза (РОВС). Во временном положении от 1 сентября 1924 года говорилось: «РОВС образуется с целью объединить русских воинов, сосредоточенных в разных странах, укрепить духовную связь между ними и сохранить их как носителей лучших традиций и заветов Российской ИМПЕРАТОРСКОЙ Армии».
С этого времени Армия превратилась в Русский Обще-Воинский Союз, который впоследствии объединил кадры и других белых армий, а также чинов Русского экспедиционного корпуса во Франции и бывших военнопленных в Германии, Австро-Венгрии и Турции. Во главе РОВС-а стал генерал Врангель, а в декабре 1924 года генерал-от-кавалерии Его Императорское Высочество Великий Князь Николай Николаевич через Главнокомандующего принял на себя верховное возглавление всего русского зарубежного воинства. В сентябре 1924 года генерал Врангель издал приказ № 82, запрещающий чинам РОВС-а участие в политических организациях. Придерживаясь принципа внепартийности, РОВС стремился, прежде всего, сохранить свою воинскую сущность. В этом сказались не только воинские традиции, согласно которым занятие политикой считалось дурным тоном, но и идеология Белого дела с ее над партийностью. При РОВС-е была создана целая система кружков и курсов, где его чины проходили военную подготовку, изучали опыт Мировой и Гражданской войн, знакомились с организацией и подготовкой красной армии. Вся эта работа проводилась через отделы, которые охватывали, проживающих в разных странах членов Союза.
1-й Отдел ( с центром в Париже), возглавляемый генералом-от- кавалерии П.Н.Шатиловым, охватывал группы РОВС-а во Франции, Англии, Голландии, Норвегии, Швеции, Испании, Швейцарии, Персии.
2-й Отдел в Германии возглавлял генерал-майор А.А. фон Лампе.
3-й Отдел в Болгарии – генерал-майор Ф.Ф.Абрамов.
4-й Отдел в Югославии – престарелый генерал фон Экк.
5-й Отдел в Бельгии – генерал Гартман.
6-й Отдел в Чехословакии – генерал-от-инфантерии Ходорович.
Дальневосточный Отдел, объединявший чинов армии адмирала А.В.Колчака – генерал-лейтенант М.К.Дидерихс. Также, были группы РОВС-а в Парагвае, Канаде, США и других странах.
Но нигде Российская эмиграция не встретила такого братского отношения, как в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, куда по приглашению Его Королевского Величества КОРОЛЯ АЛЕКСАНДРА ПЕРВОГО переехал генерал Врангель со своим штабом. Русскому Главнокомандующему были отданы должные воинские почести, а его штаб находился в Сремских Карловцах до 1925 года, когда Врангель переехал в Бельгию. В Белграде находился центр 4-го Отдела РОВС-а, и русским военным долгие годы разрешалось ходить в форме. Отметим также, что в Югославии находился Русский кадетский корпус под начальством генерал-лейтенанта Б.В.Адамовича. Заботясь о пополнении своих рядов, РОВС объявил о приеме в полковые объединения молодых людей, достигших призывного возраста в эмиграции. Они должны были сдавать экзамен на чин унтер-офицера, а потом и на офицерский чин. В начале 30-х годов, по данным справки штаба РОВС, в Союзе были зарегистрированы сорок тысяч человек (а в 20-х годах – до ста тысяч). При этом указывалось, что в случае активных действий это число может быть увеличено в два-три раза.
Дальний прицел советской политики сразу определил опасность РОВС-а на пути борьбы против большевизма, и советские правители предприняли попытки его уничтожения. Образованные в ряде стран «союзы возвращения» не достигли цели, так как они впитали в себя, за редким исключением, лишь малокультурный и неустойчивый элемент. Также не достигло своей цели отрыва – от РОВС-а – образование разных партийных объединений и союзов… Все это не нарушило единства РОВС-а.
Но вскоре РОВС ощутил более серьезный удар. 25 апреля 1928 года в Брюсселе скончался барон Петр Николаевич Врангель. Причину этой внезапной смерти энергичного и не старого генерала (ему не было еще и пятидесяти лет) не смогли определить тогда ни русские, ни бельгийские врачи. Последними словами Врангеля была молитва: « Я слышу благовест…Боже, спаси Армию…» В 1992 году сын Главнокомандующего барон Петр Петрович Врангель помог пролить свет на загадочную историю смерти своего отца. Выяснилось, что накануне смерти генерала Врангеля в его доме побывал подозрительный гость из СССР, который приехал якобы навестить своего брата, служившего денщиком у Главнокомандующего. Очевидно, что в то время подобный визит был немыслим без санкций советских спецслужб. Последние данные из рассекреченных советских архивов подтвердили, что тайное убийство организовали чекисты. После смерти Врангеля распоряжением Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича его заменил генерал-от-инфантерии Александр Павлович Кутепов. После же смерти Верховного Главнокомандующего генерал Кутепов вступил в управление РОВСом, приняв на себя те обязанности, которые до этого исполнял почивший Великий Князь.
В РОВСе с именем Кутепова связан так называемый «период активизма». До конца 20-х годов российская эмиграция жила надеждой на «весенний поход», то есть на продолжение вооруженной борьбы с большевиками. Но время шло, и надежда становилась все слабее. Генерал Кутепов был одним из первых руководителей РОВСа, понявших необходимость перехода на другой путь. Обращаясь к офицерам, он сказал: «Нельзя ждать смерти большевизма, его надо уничтожать». Под руководством Кутепова началась систематическая посылка добровольцев на подпольную работу в СССР. Десятки офицеров обращались к нему с просьбами об отправке их через «зеленую границу» в Россию, но, не имея возможности удовлетворить все эти просьбы, генерал должен был установить своеобразную жеребьевку, при которой не более одной трети записавшихся были намечены для боевой работы.
Работа РОВСа в под советской России велась в двух направлениях. Первое заключалось в установлении связи с высшими чинами красной армии (во времена Кутепова среди них было немало бывших офицеров), выявлении единомышленников и подготовке совместно с ними вооруженного восстания. Второе представляло собой систему так называемого «среднего террора», при которой наносились удары по отдельным советским учреждениям в столицах. В ходе этих операций белые добровольцы несли большие потери. Среди погибших были: А.А.Шарин, С.В.Соловьев, Трофимов, Г.Н.Радкевич-Шульц, Н.П.Строевой (настоящая фамилия – Стрекаловский), В.А.Самойлов, А.Б.Болмасов, А.А.Сольский, фон Адеркас, Мария Владиславовна Захарченко-Шульц, руководившая одной из боевых групп, и другие. Контрудар по деятельности РОВСа нанес печально известный «Трест» – провокационная организация, созданная под непосредственным руководством председателя ВЧК Ф.Э.Дзержинского. «Тресту» под видом монархической внутри российской организации удалось установить контакт с русским Зарубежьем и отчасти ослабить его антибольшевицкую деятельность. Но, даже несмотря на дезорганизующую работу «Треста», руководимое Кутеповым подполье добилось определенных успехов; к тому же, в 1927 году «Трест» был разоблачен. Стремясь обезглавить РОВС, ОГПУ разрабатывает план похищения генерала Кутепова. Замыслу чекистов способствовало то обстоятельство, что, сберегая средства РОВСа, Кутепов отказался от телохранителей.
26 января 1930 года в Париже неожиданно и бесследно генерал Кутепов исчез. Вышел днем из церкви и больше домой не возвратился…Похитившим Кутепова советским агентам пришлось убить генерала ножом в машине, поскольку тот оказал бешеное сопротивление и ситуация стала выходить из-под контроля чекистов. Все это было недавно подтверждено в одном из документальных фильмов снятого по архивам чекистов. После этого похищения активная деятельность РОВС-а постепенно замирает. Причина этого не только исчезновение такой сильной личности, какой был генерал Кутепов. Избранная РОВСом тактика подразумевала наличие в красной армии единомышленников из числа бывших офицеров, между тем в РККА постепенно происходила их замена на рабоче-крестьянские кадры, и расчеты на старые связи рушились.
К началу 30-х годов надежды на «весенний поход» окончательно исчезли. Тем не менее, белые считали своим долгом поддерживать любую борьбу, любые выступления против коммунистического режима, не скрывавшего тогда своей цели – мировой революции. Иногда это толкало людей на самые неожиданные шаги. Так, например, некоторая часть дальневосточной военной эмиграции поддерживала в Манчжурии борьбу Чан Цзо-Линя против войск Гоминдана, который в те времена поддерживал Советский Союз.
Воевали белые воины и в других уголках земли, в частности, в 1932-1935 гг. участвовали в войне между Парагваем и Боливией. Война эта закончилась победой Парагвая, главным образом, благодаря участию русских белогвардейцев под предводительством генерала И.М.Беляева. В конечном итоге война вылилась в соперничество между русскими и немцами: с парагвайской стороны многие военные операции велись под руководством русских генералов и под командой русских офицеров, тогда как в Боливии в главном штабе доминировали немецкие офицеры. Когда несколько лет спустя генерал Беляев скончался, то благодарный Парагвай объявил день его похорон днем национального траура, а сам Беляев был провозглашен национальным героем. Погребение состоялось в специальном мавзолее, сооруженном на средства парагвайского правительства. Но ни парагвайская, ни китайская войны не коснулись основной массы белых бойцов в организациях РОВС-а. Совершенно иное настроение создалось, когда генерал Франсиско Франко начал борьбу за освобождение Испании от коммунизма, а советские руководители стали создавать там интернациональные бригады. Сам генерал Франко, которого вскоре стали называть «Испанским Корниловым», о целях этой борьбы говорил: «Наша война – это война религиозная. Мы все, кто боремся, христиане или мусульмане, мы солдаты Бога, и мы воюем не против людей, а против атеизма и материализма…».
Испания 1936 года удивительно напоминала Россию 1918-го и не только сутью происходивших событий, но даже внешне. Те же красные флаги, те же оскверненные храмы, те же военные комиссары, тот же интернациональный сброд, съехавшийся со всех континентов, даже те же портреты на стенах домов: Ленина, Троцкого, Сталина…
Генерал-лейтенант Е.К.Миллер, возглавивший РОВС после исчезновения Кутепова, объявил участие в гражданской войне в Испании продолжением Белой борьбы. По его поручению в штаб каудильо направился генерал-от-инфантерии П.Н.Шатилов, который встретился с «Испанским Корниловым» и провел переговоры об использовании добровольцев РОВС-а. Вскоре генерал Миллер издал циркуляр о порядке приема добровольцев в Испанский иностранный легион. Но попасть в армию Франко было непросто. Легальный переход испано-французской границы был невозможен, и белые добровольцы небольшими группами переходили ее тайком. Узнав об этом, французские власти перекрыли границу наглухо. Проникнуть в Испанию стало практически невозможно, но часть русских добровольцев все же успела уйти к генералу Франко.
В борьбе против республиканцев и красных интернациональных бригад приняли участие русские генералы (А.В.Фок, Н.В.Шинкаренко), офицеры и русская молодежь, никогда до этого в армии не служившая. Правда, из-за трудностей проникновения в страну русских франкистов, сражавшихся в Испании, было не так много. Из них тридцать четыре погибли в боях, девять человек были ранены. Среди погибших был и генерал-майор Анатолий Владимирович Фок, который, будучи опытным артиллеристом, командовал в Арагоне артиллерией укрепленного района Кинто. В одном из своих последних писем генерал Фок писал: «Те из нас, кто будет сражаться за национальную Испанию, против III Интернационала, а также, иначе говоря, против большевиков, тем самым будут выполнять свой долг перед белой Россией…».
1 апреля 1939 года национальная Испания победила, и генерал Франко воздал должное русскому отряду в своем приказе…Большинство русских добровольцев получили отличия за храбрость, а генерал Фок и капитан Я.Т.Полухин были посмертно удостоены высших испанских наград. Однако РОВС-у в эти годы пришлось сражаться не только на испанских фронтах. Тайная война ОГПУ против РОВС-а достигла в 30-х годах своего апогея. 22 сентября 1937 года генерал Миллера постигла участь его предшественника. Он был похищен советской агентурой, доставлен в Советский Союз и расстрелян по приговору закрытого суда. Это дерзкое похищение помогли организовать изменник генерал Н.Скоблин и его жена, известная певица Н.Плевицкая, которые на протяжении длительного времени являлись платными агентами советских спецслужб(Иностранного отдела ОГПУ и НКВД СССР). Генералу-предателю удалось бежать, а его жену задержали, и французский суд приговорил ее к двадцати годам каторжных работ. Некоторое время после исчезновения Миллера обязанности председателя РОВС выполнял генерал-лейтенант Ф.Ф.Абрамов – начальник Отдела РОВС в Болгарии. Но болгарское правительство не позволило генералу Абрамову занять пост председателя Союза.
23 марта 1938 года Абрамов передал эту должность находившемуся в Брюсселе генерал-лейтенанту Алексею Петровичу Архангельскому, на долю которого выпал, пожалуй, один из самых трудных периодов в истории РОВС-а. Едва успели стихнуть последние залпы гражданской войны в Испании, как в Европе уже готова была разразиться новая, куда более страшная война…С началом Второй Мировой войны, когда в борьбу вступили многомиллионные армии держав мира, РОВС уже не мог иметь большого самостоятельного значения. Да и возможности его целостного использования не было, так как чины РОВС-а, разбросанные по всему свету, сразу же оказались по разные стороны фронта воюющих государств.
Отдельно, однако, нужно сказать о сформированном в Югославии Русском Корпусе – воинском соединении на 80 процентов состоявшем из чинов РОВС-а. В 1941 году в Югославии, где находился 4-й Отдел РОВС-а, проживало тридцать тысяч русских эмигрантов. В их среде родилась идея воссоздать при помощи немцев белое воинское формирование и продолжить вооруженную борьбу с большевизмом. Возглавил эту инициативу генерал М.Ф.Скородумов. Хорошо зная, что все иностранцы – враги национальной России, генерал Скородумов считал, что совершенно безразлично, от какого государства получить оружие и какую страну использовать для восстановления России. Была и еще одна причина, толкавшая русских эмигрантов в Сербии взяться за оружие. В августе 1941 года в Югославии развернулась партизанская война под руководством коммуниста И.Тито. Жертвами партизанщины были не только немецкие оккупанты, но и сербские патриоты, которые не разделяли большевицких взглядов. Это были в первую очередь священники, зажиточные крестьяне, интеллигенция и все, попадавшие в руки красных партизан, русские эмигранты, проживавшие по всему Королевству. По данным Бюро по защите русской эмиграции в Сербии было убито около двухсот пятидесяти русских людей. Генерал Скородумов обратился к германскому командованию с просьбой о защите эмиграции от коммунистов путем формирования русских отрядов. Вот какие условия формирования предлагал он немцам:
1. Чины корпуса подчиняются только своим начальникам, и только командир корпуса подчинен германскому командованию.
2. Корпус не может раздробляться на мелкие части, прикомандированные к немецким полкам.
3. Корпус обмундировывается в русскую форму.
4. Чины корпуса не приносят присяги Германии и фюреру, а лишь командир корпуса присягает на верность военному союзу.
5. Отдельный Русский Корпус не может быть использован ни против иного государства, ни против отрядов сербских националистов генерала Дражи Михайловича, но лишь против коммунистов.
6. Когда корпус закончит формирование, а коммунизм в Сербии будет подавлен, германское командование обязуется перебросить его на Восточный фронт.
Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):
Русский Обще-Воинский Союз. Часть 1 // История Змиевского края. 31.07.2010. URL: https://colovrat.org/publ/9-1-0-100 (дата обращения: 22.12.2024).
Похожие статьи: