УКРАИНСКИЙ ИНТЕГРАЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ – РАЗНОВИДНОСТЬ НАЦИЗМА
______________
© В. В. Полищук
Сейчас вокруг темы признания ОУН-УПА ведутся жаркие споры. Апологеты «бандеровщины» требуют «выслушать все стороны». Давайте последуем их совету и выслушаем того, кого сами украинские националисты не очень хотят слышать. Виктор Варфоломеевич Полищук.
Политолог, магистр права и доктор гуманитарных наук, родился в 1925 году на Волыни. В 1980-ом эмигрировал в Канаду, живет в Торонто. Виктор Полищук исследует феномен украинского национализма, занимается причинами его возникновения, развития, деятельности в межвоенный период, во время второй мировой войны и в послевоенный период.
Автор ряда книг и брошюр, посвященных разоблачению мифов Организации Украинских Националистов, Украинской Повстанческой Армии (ОУН-УПА), человек, пользующийся большой нелюбовью украинской националистической диаспоры. Почему - это мы постарались выяснить в эксклюзивном интервью для «ДК».
– Виктор Варфоломеевич, вы украинец, проживающий в Канаде, и вдруг взялись критиковать Организацию Украинских Националистов (ОУН)...
– Мой отец – украинец, мать – полька, венчались в православной церкви, и по традиции, бытовавшей на Волыни, семья стала украинской. Рос я в многонациональном окружении - среди украинцев, поляков, евреев, чехов, и не было ни одного случая, чтобы ссоры между детьми носили национальную окраску.
Я вырос и возмужал, относясь к людям без оглядки на их национальность или вероисповедание. С ноября 1944-го по март 1946 года мы жили на левобережье Украины, на Днепропетровщине, и представьте себе, что там никто даже не слышал о том, что творилось на Волыни и в Галиции во время войны. Об этих событиях я впервые узнал от своей тетки по матери, когда в 1946 году мы приехали в Польшу. Это было для меня сильным потрясением, я не верил, что такое могло быть.
В 1946 году начал учебу в Польше, вначале в лицее, позже поступил во Вроцлавский университет на юридический факультет. Когда в 1981 году я с женой и детьми эмигрировал в Канаду, меня взяли на работу техническим корректором в мельниковский (его издавали сторонники Андрея Мельника фракции ОУН) еженедельник «Новый Шлях», который выходил в Торонто. Именно в редакции этого еженедельника я наткнулся на украинскую националистическую литературу и на подшивку довоенного периода. Читая эти материалы, я ужаснулся тому шквалу ненависти, который бушевал в них ко всему польскому и русскому.
Все это и побудило меня заняться украинским национализмом. Я начал собирать материалы, касающиеся этой темы, поднял довоенные публикации изданий этого движения. Так началось мое исследование украинского национализма, который я классифицирую как разновидность фашизма.
– Формирование воевало как против СССР, так и против гитлеровского режима. Так ли это, по вашему мнению?
– Из архивных документов и других источников, в частности из доступной историографии, в том числе и авторов - важных участников ОУН-УПА, - картина выглядела так: ОУН Бандеры предоставила в распоряжение абвера два батальона – «Нахтигаль» и «Роланд». После самодеятельности бандеровцев в виде провозглашения «самостоятельной Украины» во Львове 30 июня 1941 года бандеровцы «разгневались» на немцев, но до сентября того же года беспрепятственно, активно строили в Западной Украине местный административный аппарат, создали свою прессу. После присоединения Галичины к Генеральному Губернаторству и образованию «Райхскомиссариата Украины», бандеровцы притихли, поскольку в их политическом подчинении была только «Украинская вспомогательная полиция», и состав упомянутых батальонов, которые в конце 1941 года, по договоренности бандеровцев с немцами, были преобразованы в 201-й полицейский батальон. После годичной войны с советскими партизанами и массового истребления помогающих им крестьян, на белорусско-украинском пограничье эти батальоны были расформированы в конце в 1942 года.
Бандеровская «Украинская вспомогательная полиция» находилась на службе у гитлеровцев до весны (апрель - май) 1943 года, то есть до той поры ОУН Бандеры фактически сотрудничала с немецкими оккупантами. Ранней весной 1943 года события на фронтах привели ОУН Бандеры к изменению позиции, это уже было после Сталинграда, когда советские партизаны овладевали Полесьем и Волынью. Тогда бандеровцы решили создать свои вооруженные силы и поэтому приказали украинским полицаям перейти с оружием в руках «в лес», в распоряжение ОУН Бандеры, к создаваемой ею УПА.
С мая по декабрь 1943 года ОУН Бандеры с немецкими оккупантами не сотрудничала (ОУН Мельника сотрудничала с ними непрерывно до конца войны). ОУН Бандеры, уже не будучи уверенной в победе Германии, решила создать свои вооруженные силы. Для этого ОУН Бандеры нужны были оружие и боеприпасы. Чтобы получить их, бойцы ОУН-УПА, чаще всего из засады, нападали на малые немецкие подразделения, но это были бои оборонительного характера, а не с целью уничтожения сил оккупантов. Немцы также стали бороться с бандеровскими формированиями, которые препятствовали реализации принудительных поставок сельхозпродуктов: зерна, мяса и т. п.
ОУН-УПА не проводила диверсий, чтобы уменьшить боеспособность гитлеровских сил, она не взрывала мосты, не уничтожала железнодорожные составы и т. п. На это у ОУН-УПА не было сил, но она в то же время была способна вырезать польское население и истреблять тех украинцев, которые не подчинялись бандеровцам, в том числе и украинцев из формирований ОУН Мельника и Тараса Бульбы-Боровца, а «Служба безопасности» ОУН Бандеры массово истребляла бывших советских солдат и офицеров, которые в июне - июле 1941 года попали в плен, сумели бежать и прятались у украинских крестьян Волыни. Существуют документы «боевой деятельности» ОУН-УПА-СБ, и эта «деятельность» носила сугубо криминальный характер, не имея ничего общего с борьбой ОУН-УПА против немецких и советских сил.
Перерыв в сотрудничестве с немцами длился до декабря 1943 года, то есть лишь семь месяцев. Начиная с декабря 1943 года до самого окончания войны, ОУН Бандеры на территории Украины и Польши тесно сотрудничала с немцами в борьбе с советскими войсками, входившими в антигитлеровскую коалицию. Это видно из архивных документов - донесений командования гитлеровской полиции и СД в Берлин. А борьба против сталинского режима сводилась к позорному истреблению остатками «Службы безопасности» ОУН Бандеры украинского советского актива и простых украинцев, членов их семей, в том числе малолетних детей и стариков, к убийствам женщин, которые отказывались давать бандеровцам продукты или одежду. Эта «борьба» сводилась также к актам саботажа – уничтожению путей сообщения, колхозного инвентаря, трактористов, милиционеров и т. д.
– В чем преступная суть «интегрального национализма» Дмитрия Донцова - официальной доктрины ОУН?
– Согласно утверждениям Донцова, «нация» являет собой вид в природе - такой же, как собаки, кошки, львы и прочие. Отсюда следует вывод: нации находятся в состоянии постоянной борьбы за выживание. Следовательно, войны - вещь обычная, войны между нациями вечны, вечна и вражда между ними.
Дальше украинская нация должна строиться по иерархическому принципу - во главе должен стоять вождь. Правящей верхушкой должно быть «инициативное меньшинство», которое Донцов называет «элитой», «орденом» (по отношению к остальному народу, называемому Донцовым «массой» и «чернью») и которое осуществляет «творческое насилие».
Движущими силами интегрального украинского национализма должны быть следующие идеологические принципы:
1. воля, которая должна быть отрицанием разума, - отсюда и волюнтаризм в украинском национализме;
2. сила, причем сила физическая, как отрицание силы науки, экономики, культуры и т.д.;
3. насилие сильного над слабым;
4. территориальная экспансия - как следствие межнациональной политики;
5. расизм, согласно которому украинская нация состоит из разных расовых элементов, среди которых наилучшим является нордический расовый элемент, и именно он более всех приспособлен к управлению государством;
6. фанатизм;
7. беспощадность к врагу, а враги украинской нации - это все неукраинцы или украинцы, не разделяющие идей интегрального национализма;
8. ненависть ко всему чужому;
9. аморализм согласно утверждению «Все хорошо, что полезно нации». Что именно «хорошо» - определяют «вождь» и «инициативное меньшинство», то есть ОУН.
Цель украинского националистического движения - создание фашистского Украинского Соборного Самостоятельного Государства (Державы) УССД, которое по территории занимало бы 1 200 000 квадратных километров – от Кракова в Польше до берегов Каспийского моря, по соседству с Чечней. Такое государство украинскому народу не нужно, но планы ОУН предусматривают занять место России в Восточной Европе, создать украинскую империю.
Все сказанное – только самый общий срез украинской националистической идеологии. Без знания того, что представляет собой идеология ОУН, невозможно понять это движение, его историю, его преступления, в конце концов.
– Изменился ли украинский национализм в послевоенные годы?
– Украинский интегральный национализм - это разновидность фашизма, а фашизм, по определению «Энциклопедии Британика», подчас удивляет своей гибкостью, то есть умением приспосабливать тактику к конкретной политической ситуации, не отказываясь при этом от своей стратегической цели - фашистской диктатуры. Вышесказанное объясняет все, что касается ОУН на современной Украине: они, в частности ОУН Бандеры (КУН) и ОУН Мельника, декларируют демократические ценности, но на самом деле остаются тоталитарными.
Достаточно познакомиться с проведением, например, Великих Сборов Украинских Националистов, чтобы убедиться в этом. Никогда никакая фракция ОУН не отказывалась ни от фашистской идеологии ОУН в виде доктрины Донцова, ни от устремлений к построению унитарного государства на всех украинских этнических землях (какие это земли - определяет ОУН). Последнее фактически означает войну с соседями.
Украинский национализм не меняется по сути, он принципиально не способен к этому. Он может лишь менять тактику, приспосабливаясь к существующему положению вещей, оставаясь внутри тоталитарной структурой.
– Украинские ученые из диаспоры не разделяют ваших взглядов на ОУН, почему?
– Какие украинские ученые оказались после войны на Западе? Между ними не было людей науки в полном понимании этого слова, это, прежде всего, были люди идеологически и политически активные, с определенным мировоззрением. Это были и есть апологеты украинского национализма. Деятельность украинских националистических историков на Западе была и остается направленной исключительно на защиту националистических формирований, а не на объективное изучение их сути.
При этом следует указать на факт привлечения Соединенными Штатами Америки украинских националистических псевдоисториков (и не только их) к выполнению своих политических целей. Часть бандеровских деятелей создала группировку наподобие партии под названием «ОУН за границей», которая не имела и до сих пор не имеет сети членства, одни лишь деятели, главным из которых был Мыкола Лебедь, а в последнее время «проводником» ОУН(з) является Анатоль Каминский.
Вот такие люди, при финансовой помощи правительств США и Канады, создали на Западе псевдонаучные ячейки, такие, как Украинские студии при Гарвардском университете или при Эдмонтонском университете в Канаде. Следует при этом вспомнить еще и взятый под контроль бандеровцами так называемый Украинский свободный университет в Мюнхене, в котором степень магистра можно получить на протяжении одного семестра, а степень доктора наук – за два семестра.
Можно ли при таких условиях ожидать от западных украинских историков объективных, научных исследований сути ОУН-УПА?
– Какова роль ОУН Бандеры в массовом убийстве польского населения на Волыни?
– Польское население убивали поголовно. Есть показания чудом уцелевшего поляка Александра Прадуна и предводителя ОУН Бандеры Юрия Стельмащука (псевдоним «Рудый»), которые тождественны в деталях. В соответствии с ними, бандеровцы польское население сгоняли в одно место, женщин и детей десятками клали лицом на землю и стреляли им в затылок. Мужчинам разбивали головы топором. В 1941-1950 годах, тоже варварскими методами, бандеровцы истребили по меньшей мере 80 000 украинского гражданского населения.
Сегодня, несмотря на неопровержимые доказательства массового истребления польского населения Волыни и Галиции руками ОУН-УПА, защитники этого формирования, как ни удивительно, получают помощь со стороны польских историков и стараются оправдать руководство ОУН Бандеры тем, что, мол, не оно виновато в этом народоубийстве. Его, мол, совершило местное украинское население, которое руководство ОУН Бандеры было не в состоянии удержать от этих преступлений. Подумать только – за спланированное и организованное преступление апологеты ОУН Бандеры переносят вину на народ, на простых крестьян Волыни и Галиции. Это – очередное преступление против своего же народа!
– Почему же на Западной Украине многие все-таки считают воинов ОУН-УПА героями?
– Большая часть населения Западной Украины не воспринимала после сентября 1939 года советских порядков, и это использовала ОУН в ходе войны Германии против Советского Союза. Во время гитлеровской оккупации некоторые элементы населения, вследствие пропаганды «походных групп» обеих ОУН, пошли на сотрудничество с немцами – в украинскую полицию, в немецкую администрацию. Тем не менее, большинство населения Западной Украины, глядя на злодеяния как гитлеровцев, так и бандеровцев, изменило свои взгляды, дошло до того, что, как констатировал Тарас Бульба-Боровец, люди больше ненавидели и боялись бандеровцев, чем советское НКВД или гитлеровское гестапо.
Был еще один фактор, из-за которого многие в Западной Украине консолидируются со взглядами националистов на роль ОУН-УПА. Дело, во-первых, в том, что советская власть не очень «панькалась» с бывшими упистами, даже с теми, кто в УПА оказался вследствие террора ОУН Бандеры, так как им и их семьям «эсбисты» грозили уничтожением. Надо четко указать, что УПА не была добровольческим формированием, бандеровцы путем террора пополняли ее состав, а это значит, что УПА не была повстанческим формированием.
Во-вторых, даже террором «мобилизованные» участники УПА были вынуждены совершать преступления, и всех их советская власть репрессировала. Таким образом, эта власть стала для них вражеской, а ОУН как бы защитником. За время советской власти не было возможности оправдать участие в УПА, теперь же, когда украинские националисты оказались в структурах новой власти, им не имеет смысла отрекаться от ОУН-УПА, им лучше признавать «героями» даже таких, как Ярослав Стецько, который в 1941 году в своей автобиографии написал, что является сторонником перенесения на Украину гитлеровских методов уничтожения евреев. Или как организатор резни польского населения Волыни Дмитрий Клячкивский, «Клим Савур», которому по инициативе губернатора Ровенской области поставлен импозантный памятник в Ровно.
По моему мнению, на сегодня нет данных о том, какой процент населения Западной Украины фактически считает ОУН-УПА героическим формированием. Надо осознавать, что жители этого региона Украины прекрасно знают преступную суть бандеровского движения. Сегодня на Волыни и в Галиции во всю мощь действует донцовский принцип «Кто не с нами, тот против нас!». Там люди до сих пор помнят ужасные убийства бандеровцами своих односельчан, они знают заявление Степана Бандеры: «Наша власть будет страшна!». Кто опрашивал это население по поводу его отношения к ОУН-УПА, причем опрашивал абсолютно анонимно?
– Возможно ли примирение ветеранов Советской Армии и ОУН-УПА?
– Предложение относительно «примирения» ветеранов Украины с бывшими участниками ОУН-УПА антиморально потому, что власть не осудила преступлений ОУН-УПА. Со стороны ОУН-УПА не было раскаяния за совершенные преступления, а без раскаяния нет прощения.
Президент Виктор Ющенко поступает безнравственно, когда заявляет, что поляки и украинцы уже примирились, вот, мол, только украинцы между собою не могут примириться. Если Президент Виктор Ющенко примирился с президентом Польши Александром Квасьневским, а в последнее время - с президентом Лехом Качинским, то это не означает, что с ОУН-УПА примирились живые еще поляки, которые бежали из-под бандеровского топора, что примирились с ними потомки зверски убитых (как минимум – 120 тысяч жертв – от младенцев до столетних старцев) бандеровцами людей. При этом отмечу, что поляки не добиваются наказания живых еще преступников-бандеровцев, они только добиваются правды, осуждения преступлений. А что сказать о потомках тех украинцев, которые потеряли своих родителей, сынов, дочерей, мужей, а погибло от бандеровских рук минимум 80 тысяч невинного украинского населения?
Легче гибнуть от рук врага, намного тяжелее от рук соотечественника, а что уже говорить – от рук сына, брата, мужа – украинцев, которые по приказу ОУН Бандеры убивали своих матерей, жен, сестер. В литературе эти факты зафиксированы, есть небольшая книжечка «Петруню, не вбивай мене!». Так умоляла сестра-полька своего брата-бандеровца, когда тот собрался ее убивать.
«Донецкий Кряж»
Полищук Виктор Варфоломеевич
Подготовил интервью Алексей Иванов
Источник: http://www.edrus.org/content/view/4347/47/
Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):
Украинский интегральный национализм – разновидность нацизма // История Змиевского края. 24.08.2015. URL: https://colovrat.org/publ/16-1-0-286 (дата обращения: 21.11.2024).
Похожие статьи: