Неграмотная перестройка привела к крушению не только Советского Союза, но и всего социалистического содружества, которое по праву можно было назвать славянским. Она осложнила российско-украинские, польско-российские, чешско-словацкие отношения. Югославский кризис спровоцировал вооруженные столкновения между сербами, хорватами и боснийцами, и кажется, здесь долго еще не будет мира между славянами, зараженными бациллами узкого национализма.
Поддерживая узконационалистические объединения, партии и движения, наши оппоненты всячески препятствуют возрождению интеграционных процессов в славянском мире. Только началось сближение между Россией и Беларусью, как тут же на союз суверенных государств набросились «доброжелатели», начали посыпать незажившую рану солью. Больно от этого не только русским и белорусам, но и всем славянам, которые смотрят на союз двух братских народов как на предтечу всеславянской федерации.
Что же это за чувство такое — национализм, с которым боролись в советские годы, а оно вдруг ожило, набрало силы и диктует свои условия человеческому сообществу? Если коротко, то национализм — это любовь к своей нации, когда ее интересы ставятся выше интересов других наций. Национальное чувство присуще и высококультурным людям, и дикарям. Разница лишь в том, что у людей малокультурных национальное чувство проявляется в презрении, даже вражде к чужому, чего человек культурный, как правило, не испытывает.
Этим летом я объездил почти всю Украину, встречался с жителями Киева, Чернигова, Винницы, Могилев-Подольского, Черновцов, Одессы, Запорожья, с крымчанами. Их мнение одно: славянам нужно объединяться, вопреки стремлению правителей влезть в европейские структуры, а вхождением в НАТО — защититься с помощью иностранных войск от возможных народных выступлений.
Мы должны осознать, что славянское единение сегодня предполагает новое сознание. И в первую очередь усвоить то, что невозможно утвердить Всеславянскую идею на почве признания Православия единственным и достаточным источником духовной культуры. Духовный базис славянской идеи значительношире, он вмещает в себя все религиозные и интеллектуальные элементы. А это предполагает веротерпимость, уважение духовного выбора каждого человека.
Судьба славянского единства также не может находиться в рабской зависимости от президентов и других политиков, которые пока не видят в ней проку. Как и всякая глубинная идея, связанная с духовными основами жизни народов, она рассчитана на всенародную поддержку.
Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):
Национализм и славянское единство // История Змиевского края. 21.03.2010. URL: https://colovrat.org/publ/7-1-0-89 (дата обращения: 23.11.2024).