УДК 908 (477.54)
ББК 63.3 (4УКР-4ХАР-2)
ДАЛЁКОЕ БЛИЗКОЕ
_____________
© С. Л. Авербух
(1923–2015)
Чугуевские и харьковские краеведы не обратили внимания знаменательную дату общей для нас российской истории. В сентябре 2003 года далёкая приморская Чугуевка отметила своё столетие.
Практически Чугуевка нам известна по действительному или придуманному эпизоду. Вроде бы памятник Репину, украшающему ныне сквер в Чугуеве, первоначально заслали было в Чугуевку. Затем возвратили. Но вспоминает ли о нас Чугуевка?
«Через горы, реки и долины...»
Переселения были всегда. Переселялись отдельные этносы и союзы племён, социальные группы и отдельные семьи. Искали приключения романтики и авантюристы. Марксисты сводили переселения (или выводили их) из экономических и социальных обстоятельств. Гумилёв создал теорию пассионарности. Некоторыми тяга к странствиям усматривается даже в природе человека... Переселения могли быть добровольными, а могли быть результатом насилия. По тем или иным причинам волны переселений прокатывались и по Харьковщине. В новое время волна переселений двинулась с наших мест на восток – Поволжье, Урал, Сибирь, Приморье...
Известны две переселенческие волны из наших мест в Приморье. Одна невелика численно, другая относительно массовая.
О первой известно немного. В русских документах 1665 г. упомянута деревня Чугуевская (р-н Киренска на Лене). Основана Михаилом Ондреевым, сосланным в эти места из Чугуева на Слобожанщине. Скудость источников, вернее сказать, их недоступность сегодня не позволяет рассмотреть этот эпизод более подробно. Тем более, что у него есть продолжение. Потомки Ондреева – время неизвестно – ушли из деревни Чугуевской и осели там, где теперь Чугуевка Приморская. Ниже вернёмся к этой сказочной переселенческой эпопее.
Вторая волна известна лучше и может быть прослежена по документам. В частности, по «отчётам переселенческих агентов Харьковского губернского земства». Их удается отыскать не ранее 1910 года (М.Я. Шенгофель, А. В. Бабецкий и др.), но, вероятно, можно ретроспективно распространить и на 1903 год (год основания Чугуевки в Приморье)... «Отчёты» позволяют увидеть в переселенческом движении некоторую упорядоченность. Готовясь уходить, переселенцы выбирали ходоков. Ходоков сопровождали чиновники земства. Нередко ходоки возвращались и приносили неутешительные вести. Тогда или искали новые места, или оставались на месте.
Известны случаи, когда переселенцы возвращались обратно. Другими словами, шёл бурный процесс переселения, освоения новых мест, сближения с аборигенами.
Одна такая переселенческая волна добралась до Приморья, осела здесь в 1903 году и пополнялась, судя по отчётам, и до 1910 года (или даже позднее).
Отчёты упоминают переселенцев из Змиевского уезда. В его состав как заштатный город входил и Чугуев. Чугуевка могла быть основана выходцами из Чугуева, но в отчётах они отдельно от переселенцев Змиевского уезда не названы.
В верхнем течении реки Улахэ (теперь Уссури) находилось китайское поселение. Прибывшие туда в 1903 г. русские переселенцы-старообрядцы заняли уже распаханные земли, ранее принадлежавшие китайцам. В 1906 г. Переселенческая организация на Чугуевском участке отвела надел переселенцам, принадлежащим к официальной православной церкви. После этого все переселенцы-старообрядцы (22 семьи) из опасения, что «дети их, учась в школе вместе с детьми новопоселенцев, обмирщатся и научатся курить», перешли на новое место.
Поля засевали рожью, пшеницей, просом, гречихой и коноплёй, которая ежегодно «родится» пьяной (с повышенным содержанием наркотика). Многие поселенцы сдавали землю корейцам под посевы мака, хотя ещё в 1910 г. общество приняло постановление: не сдавать землю корейцам под посевы мака.
В конечном счёте остаётся неясным, кто принес топоним в Приморье: переселенцы из Киренска или переселены 1903 г. или эти переселенцы пришли туда, где уже существовало привычное им по названию место, и осели именно здесь.
Так или иначе, но как раз в столетнюю годовщину, в 2003 г., Чугуевка отпраздновали свой юбилей.
Новые места оказались удобными и пригодными для расселения. Прежде всего роскошная, богатая, нетронутая природа.
К тому же русское правительство не скупилось на льготы (примерно так же как и при переселении черкас на Слобожанщину в XVII веке). Каждый поселенец получал на семью от 43 до 100 гектаров земли. Земля закрепляется навечно, и семья на первое время освобождалась от налогов.
Каждый переселенец получал бесплатно в вечное и постоянное пользование 40 десятин (43,6 га) земли, пожизненное освобождение от подушной подати, а от других на 20 лет. Кроме того, каждой семье выдавалась ссуда сроком на 28 лет, причем её погашение можно было начинать через пять лет, так как на эти годы процентов не начисляли.
Не приходится удивляться потоку переселенцев в эти места. Вплоть до 1981 г. (более поздних данных у нас нет), когда в Чугуевку переселились евангелисты, преимущественно немцы из Узбекистана.
Все же Чугуевка так и осталась бы захудалым таёжным селом, если бы её земляком и горячим приверженцем не оказался Александр Фадеев.
В Чугуевке прошли детские годы писателя. Архивы Владивостока хранят немало документов, характеризующих заботу писателя о Чугуевке и её людях.
Чугуевцы не остались в долгу. Их усилиями в Чугуевке создан единственный в стране литературный музей Фадеева, выполняющий к тому же большую историко-краеведческую работу. Благодаря музею Чугуевка превратилась в один из опорных пунктов развития культуры в Приморье.
Сегодня, когда память о Фадееве тускнеет, а кое-кто её намеренно затушёвывает, музей остаётся верен писателю и его творчеству.
Достойно сожаления, но даже в годы расцвета творчества Фадеева и его роли в культурной и общественной жизни страны, из Харькова и Чугуева в Чугуевку не протягивались нити признания не было намерения наладить с Чугуевкой обмен в области истории и литературы.
«Далекое близкое»
Скупые строки справочных изданий позволяют увидеть и на примере Чугуевки рост и развитие регионов России.
Слобожанские переселенцы на восток в конечном счёте сливались, роднились семьями и бытом с местным населением. Все они – участники процесса формирования русского суперэтноса от Курил до Карпат. Это и есть Триединая Русь.
Далекой по расстоянию, отделенной сегодня государственной границей, но близкой по единству нашей истории остаётся приморская Чугуевка. Каковыми для её жителей, вероятно, остаётся и наш Чугуев. И как бы ни тужились ангажированные историки-грантоеды доказать нам, что нас с Россией ничего не роднит, одно название того или иного населенного пункта на карте способно опрокинуть все умозаключения теоретиков галицко-канадского мессианства.
Сделаем попытку впервые за сто прошедших лет соединить два берега. «Далекое-близкое» недаром же так мудро назвал свою книгу воспоминаний знаменитый чугуевец Илья Репин, напоминая потомкам о неотделимости одного от другого.
Ссылка на эту статью:
Авербух С. Л. Далёкое близкое // История Змиевского края. Змиев. 23.01.2022. URL: https://colovrat.at.ua/publ/1-1-0-474
Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):
Авербух С. Л. Далёкое близкое // История Змиевского края. 23.01.2022. URL: https://colovrat.org/publ/1-1-0-474 (дата обращения: 22.12.2024).
Похожие статьи: