Полное собрание русских летописей. — Т. 31. Летописцы последней четверти XVII в. — М.: Наука, 1968. — 263 с.
Золотарёв Пётр Алексеевич (2-я пол. XVII в.) — митрополичий сын боярский, автор Золотарёвского (Астраханского) летописца, известного также как Сказание о взятии Астрахани Степаном Разиным. О Золотарёве известно немногое: во время Крестьянской войны под предводительством Степана Разина он состоял при астраханском и терском митрополите Иосифе как «митрополичий сын боярский» и был очевидцем взятия Астрахани в 1670 г. и убиения митрополита повстанцами. 11 июля 1672 г. участвует в «розыске по делу о убиении» митрополита Иосифа и записывает показания очевидцев событий соборных священников Кирилла Елисеева и Петра Иванова (текст розыска издан в 1842 и 1962 гг.). Через 7 лет (в 1679 г., как указывают некоторые списки Золотарёвского летописца) по поручению воеводы П. М. Салтыкова он завершает на основании всех собранных им материалов подробную историю астраханских событий 1667–1671 гг.
Различаются Краткое и Пространное Сказания о взятии Астрахани Разиным, принадлежащие перу Золотарёва. Краткое Сказание представляет собой запись расспросных речей по делу об убиении митрополита Иосифа; оно имеет две редакции: Первая редакция — это подлинная запись расспросных речей о убиении в двух вариантах: черновом (ЛОИИ, ф. Астраханской приказной палаты, № 87, л. 1-18) и беловом (Астраханский облгосархив, ф. Астраханской приказной избы, оп. 1, № 79, л. 1-14). Вторая редакция Краткого Сказания носит следы литературной обработки XVIII в. (ГИМ, собр. Уварова, № 263, л. 1-16). Пространное Сказание, описывающее астраханские события с мая 1667 по ноябрь 1671 г., является собственно Золотарёвским летописцем (в рукописи он называется «Астраханский летописец»). Согласно классификации Л. З. Мильготиной, Золотарёвский летописец, известный в 21 списке, представлен четырьмя редакциями (описание списков см. в работах М. Сменцовского и Л.З. Мильготиной). Имеется критическое издание только первой редакции – по трём спискам, старший из которых (ГИМ, Муз. собр., № 1481) датируется концом XVII в. Остальные редакции публиковались по случайным спискам, а вторая редакция вообще не издана.
Золотарёв описывает восстание Разина тенденциозно — с правительственной точки зрения, называя повстанцев «ворами», «изменниками» и «богоотступниками», а митрополита и бояр — «новыми страстотерпцами». Тем не менее, Золотарёвский летописец является ценным историческим источником, содержащим сведения очевидцев и включающим целый ряд документов, царских грамот, писем, «дел». Этот поздний летописец представляет собой сочетание летописных погодных статей, включающих памятники деловой письменности, и агиографических приёмов изложения с включением в текст «видений», «знамений» и проч. Художественную выразительность и сюжетную остроту Золотарёвского летописца высоко оценил А. Ф. Писемский, переложивший содержание древнерусского памятника в своем путевом очерке об Астрахани 1857 г. (Писемский А.Ф. Путевые очерки // Морской сборник. – СПб., 1857. – № 2. – С. 244–253; то же: Собр. соч. – М., 1982. – Т. 2).